Дело №2-119/2020
УИД 36RS0019-01-2020-000159-10
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
р.п. Кантемировка 13 мая 2020 года
Кантемировский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего Зигуновой Е.Н.
при секретаре Ткачевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области и МУП «Комбинат благоустройства Митрофановский» о защите прав неопределенного круга потребителей воды, использующих её для питьевых целей,
У С Т А Н О В И Л :
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга потребителей к Администрации Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области и МУП «Комбинат благоустройства Митрофановский» о защите прав неопределенного круга потребителей воды, использующих её для питьевых целей, в обоснование ссылаясь на то что, на дату: 13.02.2020 года администрацией Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области (учредитель) и МУП «Комбинат благоустройства «Митрофановский» (ресурсоснабжающая организация) грубо нарушались права потребителей воды с. Митрофановка, использующих ее для питьевых целей, получавших ее на законных основаниях и оплачивавших ее в установленном порядке.
В соответствии со ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 - потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (в редакции от 28.06.2010 г.), подаваемая населению питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, т.е. качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарных правил. Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязано обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Ответчиками обслуживаются: в п. Митрофановка - водозаборные скважины и водопровод с общим количеством населения пользующихся водой - 255 человек.
Качество питьевой воды из водозаборной скважины №597 по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, х. Васильевка не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - величина общей жесткости превышает значение гигиенического норматива в 1,8 раза и составляет 15,0±2,3 °Ж, при норме (гигиеническом нормативе) не более 7,0 °Ж, что подтверждается протоколом лабораторных исследований №619 от 16.02.2020 г. испытательной лаборатории филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах (аттестат аккредитации №RA.RU.21HE95), экспертным заключением №261 от 13.02.2020 г. (аттестат аккредитации №RA.RU.710018).
Качество питьевой воды из разводящей сети по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка, ул. Октябрьская, 104, ул. Стаханова, 32, ул. Ленина, 47 не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - величина общей жесткости (ул. Ленина, 47) превышает значение гигиенического норматива в 1,8 раза и составляет 15,0±2,3 °Ж, при норме (гигиеническом нормативе) не более 7,0 °Ж, что подтверждается протоколом лабораторных исследований №616 от 13.02.2020 г. испытательной лаборатории филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах (аттестат аккредитации №RA.RU.21HE95)., экспертным заключением №259 от 13.02.2020 г. (аттестат аккредитации RA.RU.710018); - величина общей жесткости (ул. Стаханова, 32) превышает значение гигиенического норматива в 1,8 раза и составляет 14,8±2,2 °Ж, при норме (гигиеническом нормативе) не более 7,0 °Ж, что подтверждается протоколом лабораторных исследований №617 от 13.02.2020 г. испытательной лаборатории филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах (аттестат аккредитации №RA.RU.21HE95), экспертным заключением №260 от 13.02.2020 г. (аттестат аккредитации №RA.RU.710018); - величина общей жесткости (ул. Ленина, 47) превышает значение гигиенического норматива в 1,8 раза и составляет 15,2±2,3 °Ж, при норме (гигиеническом нормативе) не более 7,0 °Ж, что подтверждается протоколом лабораторных исследований №618 от 13.02.2020 г. испытательной лаборатории филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах (аттестат аккредитации №RA.RU.21HE95), экспертным заключением №261 от 13.02.2020 г. (аттестат аккредитации №RA.RU.710018).
В связи с изложенным истец, просил суд признать действия администрации Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, МУП «Комбинат благоустройства «Митрофановский» противоправными, обязать администрацию Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, МУП «Комбинат благоустройства «Митрофановский»-довести качество питьевой воды до соответствия требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 01.11.2020 года.
В судебное заседание представитель истца Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно, надлежащим образом, заявлением адресованным суду ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме. (л.д. 111-112)
Представитель ответчика – администрации Митрофановского сельского поселения Приколотин В.Д., в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно, надлежащим образом, заявлением адресованным суду ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, возражений на исковые требования не имеют. (л.д. 101)
Представитель ответчика – МУП «Комбинат благоустройства «Митрофановский» Капранов А.С., в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно, надлежащим образом, заявлением адресованным суду ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, возражений на исковые требования не имеют. (л.д. 104,107)
Проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что обеспечение питьевой водой жителей Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, осуществляется посредством водопровода, который находится на балансе администрации Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области. Согласно Устава Митрофановского сельского Кантемировского муниципального района Воронежской области (л.д. 63-100) к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: 3) владение, пользование, распоряжение имуществом находящимся в муниципальной собственности поселения, 4) организация в границах Кантемировского городского поселения водоснабжения населения. Скважины расположенные в с. Митрофановка и х. Васильевка Кантемировского района Воронежской области согласно Реестра муниципального имущества (л.д. 60-62), являются собственностью администрации Митрофановского сельского поселения и были переданы МУП «Комбинат благоустройства Митрофановский» в хозяйственное ведение, что не оспаривается сторонами. Таким образом, МУП «Комбинат благоустройства Митрофановский» является законным пользователем имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Имеет лицензию на право пользования недрами.
В числе прочих сооружений эксплуатирует скважины, колонки и водопроводные сети, через которые осуществляется обеспечение питьевой водой жителей Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области.
Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003г № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации и принятым в соответствии с ними уставом Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, вопросы водоснабжения отнесены к полномочиям Митрофановского сельского поселения (ст.9).
Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 10.11.2014г № 148 03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за поселениями Воронежской области» поселения решают среди прочих, вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" 3. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Согласно ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работы, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно ч.1 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы» Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с требованиями ст. 11 вышеуказанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществлением деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и указываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно п.1,2,4 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 01.04.2020г), Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ) 4. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Как установлено при рассмотрении настоящего дела ответчики предоставляют потребителям услуги по подаче холодной воды ненадлежащего качества.
Качество питьевой воды из водозаборной скважины №597 по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, х. Васильевка не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - величина общей жесткости превышает значение гигиенического норматива в 1,8 раза и составляет 15,0±2,3 °Ж, при норме (гигиеническом нормативе) не более 7,0 °Ж, что подтверждается протоколом лабораторных исследований №619 от 16.02.2020 г. испытательной лаборатории филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах (аттестат аккредитации №RA.RU.21HE95), экспертным заключением №261 от 13.02.2020 г. (аттестат аккредитации №RA.RU.710018). (л.д.16,17,18,19,20)
Качество питьевой воды из разводящей сети по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, с. Митрофановка, ул. Октябрьская, 104, ул. Стаханова, 32, ул. Ленина, 47 не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - величина общей жесткости (ул. Ленина, 47) превышает значение гигиенического норматива в 1,8 раза и составляет 15,0±2,3 °Ж, при норме (гигиеническом нормативе) не более 7,0 °Ж, что подтверждается протоколом лабораторных исследований №616 от 13.02.2020 г. испытательной лаборатории филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах (аттестат аккредитации №RA.RU.21HE95)., экспертным заключением №259 от 13.02.2020 г. (аттестат аккредитации RA.RU.710018); - величина общей жесткости (ул. Стаханова, 32) превышает значение гигиенического норматива в 1,8 раза и составляет 14,8±2,2 °Ж, при норме (гигиеническом нормативе) не более 7,0 °Ж, что подтверждается протоколом лабораторных исследований №617 от 13.02.2020 г. испытательной лаборатории филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах (аттестат аккредитации №RA.RU.21HE95), экспертным заключением №260 от 13.02.2020 г. (аттестат аккредитации №RA.RU.710018); - величина общей жесткости (ул. Ленина, 47) превышает значение гигиенического норматива в 1,8 раза и составляет 15,2±2,3 °Ж, при норме (гигиеническом нормативе) не более 7,0 °Ж, что подтверждается протоколом лабораторных исследований №618 от 13.02.2020 г. испытательной лаборатории филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в Россошанском, Ольховатском, Кантемировском, Подгоренском районах (аттестат аккредитации №RA.RU.21HE95), экспертным заключением №261 от 13.02.2020 г. (аттестат аккредитации №RA.RU.710018). (л.д. 10,11,12,13,14,15,18,19,20)
Данные лабораторных испытаний ответчиками не оспариваются. Пробы воды, как следует из протоколов испытаний, взяты в присутствии представителя ответчика исследование воды проводилось ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» имеющем необходимые сертификаты и аккредитацию. (л.д. 18,19,20)
Согласно п.п.1,2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.(часть первая в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Истец освобожден от уплаты госпошлины в силу п.3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей».
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области и МУП «Комбинат благоустройства Митрофановский» о защите прав неопределенного круга потребителей воды, использующих её для питьевых целей удовлетворить.
Признать действия администрации Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, МУП «Комбинат благоустройства «Митрофановский» противоправными.
Обязать администрацию Митрофановского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, МУП «Комбинат благоустройства «Митрофановский» довести качество питьевой воды до соответствия требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до 01.11.2020 года.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комбинат благоустройства «Митрофановский» расположенный по адресу: Воронежская область, Кантемировский район с. Митрофановка ул. Ленина, д. 89, ИНН 3612007569, ОГРН 1063627004990, зарегистрировано 06.03.2006, госпошлину в местный бюджет в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Е.Н.Зигунова