Судья Лабутина Н.А. |
№ 33-1113-2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
9 апреля 2019 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Брандиной Н.В. |
|
судей |
Исаевой Ю.А. |
|
Синицы А.П. |
||
при секретаре |
Лащенко И.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коточиговой С. Т. к АО «АтомЭнергоСбыт» об обязании произвести замену прибора учета, произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Коточиговой С. Т. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 3 декабря 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Коточиговой С. Т. к АО «АтомЭнергоСбыт» об обязании произвести замену прибора учета, произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения Коточиговой С.Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Коточигова С.Т. обратилась в суд с иском к акционерному обществу (далее – АО) «АтомЭнергоСбыт» об обязании произвести замену прибора учета электроэнергии, произвести перерасчет начисленных сумм по оплате электроэнергии, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что 14 июля 2017 г. получила от АО «АтомЭнергоСбыт» уведомление о необходимости произвести замену электросчетчиков в срок до 14 августа 2018 г. с указанием на то, что в противном случае оплата электроэнергии будет производиться по повышенному коэффициенту, ежемесячный платеж на каждого члена семьи составит 1089 рублей 95 копеек.
Полагая, что обязанность по замене индивидуального прибора учета электроэнергии лежит на организации, предоставляющей коммунальные услуги, истица обратилась к ответчику с заявлением, в котором потребовала произвести замену электросчетчиков, однако ответчик прекратил принимать показания счетчика и начисляет к оплате суммы по повышенному коэффициенту.
Просила обязать ответчика установить в принадлежащей ей квартире новый индивидуальный прибор учета электроэнергии, возобновить ежемесячный прием показаний электросчетчика, отменить повышенный коэффициент, выполнить перерасчет начисленных сумм по оплате электроэнергии за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года, взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истица Коточигова С.Т. просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» Фомина А.А. в судебном заседании иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Государственной жилищной инспекции Мурманской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Коточигова С.Т. просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что она вселилась в свою квартиру в 1988 году, с указанного и времени и до 2017 года индивидуальные приборы учета электрической энергии не проверялись, уведомлений о необходимости их проверки в её адрес не направлялись.
Указывает, что при разрешении спора суд оставил без внимания размещенную в средствах массовой информации и сети Интернет информацию о том, что обязанность по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии возложена на энергоснабжающую организацию.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель АО «АтомЭнергоСбыт» Фомина А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт», представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Согласно статье 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее «потребления», обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ).
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно абзацу 3 пункта 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
На основании пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система энергоснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 Правил установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственника помещений с исполнителей коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом).
Таким образом, индивидуальный прибор учета (далее – ИПУ), в каком бы месте он расположен не был, принадлежит собственнику конкретной квартиры и обязанность по его замене возлагается на соответствующего собственника.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Коточигова С.Т. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ....
С января 2016 года расчеты за электроэнергию в указанном многоквартирном доме осуществляются непосредственно гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Мурманской области - АО «АтомЭнергоСбыт».
Расчеты платы за потребленную электроэнергию до 31 августа 2017 г. производились на основании показаний ИПУ 1967 года выпуска, типа СО-2М №*, предоставляемых истицей поставщику электроэнергии.
Требованием АО «АтомЭнергоСбыт» от 14 июля 2017 г. истица была уведомлена о том, что в ходе проведенной в июле 2017 года проверки ИПУ электрической энергии установлен факт его непригодности для дальнейшей эксплуатации ввиду истечения срока межповерочного интервала по пункту 81 (12) Правил, о чем составлен акт проверки и указано на необходимость установки Коточиговой С.Т. ИПУ электрической энергии, соответствующего классу точности 2,0 и выше и предоставлением в срок до 14 августа 2017 г. в адрес АО «АтомЭнергоСбыт» информации об установке/замене ИПУ.
Поскольку в сроки, установленные в требовании, Коточигова С.Т. не проинформировала филиал о замене ИПУ, с 1 сентября 2017 г. по 30 ноября 2017 г. АО «АтомЭнергоСбыт» внес соответствующие изменения в расчетную базу и начал производить расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, а с 1 декабря 2017 г. по истечении трех расчетных периодов исходя из норматива потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента.
Разрешая спор по существу, руководствуясь приведенными нормами материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на истице Коточиговой С.Т., как на собственнике спорного жилого помещения, лежит обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, по своевременной замене прибора учета, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении иска.
При этом суд правильно исходил из того, что истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с непроведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, оснований с ними не согласиться судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (подпункт «г» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг).
Кроме того, потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (подпункт «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг).
Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (пункт 59 Правил предоставления коммунальных услуг).
На основании пункта 60 Правил предоставления коммунальных услуг, истечение предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно подпункту «д» пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
С учетом изложенного вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по производству перерасчета, является законным и обоснованным, оснований считать его неправильным не имеется.
Поскольку приведенные нормы права прямо устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, при этом истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, довод апелляционной жалобы о том, что с момента приобретения жилого помещения в 1988 году и до 2017 года она не была поставлена в известность о необходимости проведения поверки счетчика, не заслуживают внимания.
Вопреки приведенным в апелляционной жалобе доводам, обязанность ресурсоснабжающей организации производить замену и установку индивидуальных приборов учета за свой счет действующим законодательством не предусмотрена.
Принимая во внимание, что требование истицы о взыскании компенсации морального вреда являются производными от требований об обязании ответчика произвести установку ИПУ электроэнергии и произвести перерасчет, в удовлетворении которых отказано, суд первой инстанции верно не усмотрел оснований для удовлетворения требования истицы в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции истицы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указанные доводы по существу выражают несогласие с выводами суда, а не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием к отмене оспариваемого судебного постановления.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 03 декабря 2018 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу истца Коточиговой С. Т. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: