Решение по делу № 2а-671/2018 от 08.06.2018

Дело № 2а-671/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Чернушка                             2 июля 2018 года

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Мень О.А.,

при секретаре Желудковой С.А.,

с участием административного истца Попова Ю.В.,

представителя административных ответчиков АЧМР, УИО АЧМР Аскаровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Попова Юрия Владимировича к администрации Чернушинского муниципального района, Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района о признании решения незаконным, обязании совершить действия по предоставлению земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Попов Ю.В. обратился в суд с административным иском к администрации Чернушинского муниципального района, Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района о признании решения незаконным, обязании совершить действия по предоставлению земельного участка, указав в обоснование заявленных требований, что административному истцу на праве аренды от 23.03.2012 администрацией Чернушинского муниципального района предоставлен земельный участок, сроком на 4 года 11 месяцев, с кадастровым <№>, распложенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. До окончания договора аренды истец обратился в орган местного самоуправления Чернушинского муниципального района с заявлением о продлении договора аренды, но получил отказ, в связи с тем, что в границах земельного участка расположен водный объект, имеющий гидравлическую связь с р. Ашшинкой и относится к федеральной собственности. 03.07.2017 истец обращался в Федеральное Агентство по управлению имуществом в Пермском крае с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ. А именно с просьбой о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым <№>, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование: для организации крестьянского (фермерского хозяйства) в аренду на срок 49 лет. Основанием предоставления земельного участка без проведения торгов являлось наличие на нем земляной плотины площадью <данные изъяты>. принадлежащей истцу. В настоящее время на данном земельном участке расположено сооружение, принадлежащее истцу. В силу того, что истцу отказано в продлении договора аренды он не имеет возможности зарегистрировать объект недвижимости и получить на него в специальном органе соответствующие документы. В настоящее время у истца имеется разрешение на ввод в эксплуатацию объекта. Федеральное Агентство по управлению имуществом (Росимущество) в Пермском крае рассмотрев обращение истца, указало, что решение вопроса о предоставлении в аренду земельного участка возможно после получения поручения Росимущества. Истцу рекомендовано обратиться с заявлением в порядке ст. 39.18 ЗК РФ после проведения государственной регистрации права РФ в отношении участка. 23.11.2017 в адрес истца поступил дополнительный ответ из Федерального Агентства по управлению имуществом (Росимущество) в Пермском крае, в котором указано на необходимость обращения в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, поскольку основания для распоряжения земельным участком у Территориального управления отсутствуют. В силу того, что Федеральное Агентство по управлению имуществом (Росимущество) в Пермском крае не вправе распоряжаться земельными участками, а в соответствии со ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. При этом предоставлением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления. Получив данное уведомление (ответ), истец вновь обратился (15.05.2018) в орган местного самоуправления Чернушинского района Пермского края с заявлением о предоставлении мне земельного участка. Рассмотрев обращение, администрация Чернушинского муниципального района вновь ссылаясь на нахождение водного объекта на испрашиваемом земельном участке, отказала в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок. Считает, что орган местного самоуправления Чернушинского муниципального района Пермского края незаконно и необоснованно отказывает в предоставлении земельного участка. Административный истец просит суд признать решение администрации Чернушинского муниципального района Пермского края от 01.06.2018 <№> незаконным, обязать управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района совершить действия по предоставлению земельного участка, общей площадью <данные изъяты>, с кадастровым <№>, расположенный по адресу, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование: для организации крестьянского (фермерского хозяйства) в аренду на срок 49 лет.

В судебном заседании административный истец Попов Ю.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района, администрации Чернушинского муниципального района Аскарова А.В., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Федерального агентства по управлению имуществом (Росимущество) в Пермском крае в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не представлено.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из обстоятельств, установленных судом, следует, что согласно выписке из ЕГРН от 18.06.2018 земельный участок с кадастровым <№>, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией (<№> от 09.04.2018 года). На земельном участке расположен пруд на водотоке р. Ашшинка, созданный путем возведения плотины, что подтверждается техническим паспортом сооружения от 26.04.2013.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

23.03.2012 между администрацией Чернушинского муниципального района и Поповым Ю.В. заключен договор аренды земельного участка сроком на 4 года (л.д. 6-9).

16.03.2017 при обращении истца Попова Ю.В. в Управление имущественных отношений о предоставлении земельного участка с кадастровым <№>, расположенного <адрес>, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства в аренду на 5 лет, было отказано в предоставлении спорного участка в аренду, в связи с отсутствием полномочий по распоряжению земельным участком.

19.06.2017 по результатам личного приема граждан у главы муниципального района, администрацией Чернушинского муниципального района истцу Попову Ю.В. дан ответ, в котором отражено, что Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района не имеет полномочий по распоряжению спорным земельным участком (л.д. 11).

03.07.2017 Попов Ю.В. обратился в Федеральное агентство по управлению имуществом (Росимущество). 21.07.2017 года при рассмотрении его обращения, Федеральным агентством по управлению имуществом (Росимущество) было указано, что решение вопроса о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты>. возможно в том числе только поле получения поручения Росимущества. В дополнение к письму от 21.07.2017 Федеральным агентством по управлению имуществом (Росимущество) сообщено, что предоставлением земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления (л.д. 12-13).

18.12.2017 в администрацию Чернушинского муниципального района обратился истец Попов Ю.В. с заявлением о предоставлении земельного участка размером <данные изъяты>, с кадастровым <№>, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование: для организации крестьянского (фермерского хозяйства) в аренду на 49 лет.

12.01.2018 Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района в адрес Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае за <№>, направило запрос на каком основании администрация Чернушинского муниципального района может предоставить земельный участок, с расположенным на нем водным объектом, имеющим гидравлическую связь с иным водным объектом. 14.02.2018 Территориальным управлением Росимущества был дан ответ, в котором сообщалось, что Территориальное управление проводит мероприятия по регистрации прав на государственную собственность земельный участок с кадастровым <№>.

27.02.2018 Управление имущественных отношений уведомило Попова Ю.В. что Территориальное управление Росимущества проводит мероприятия по регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым <№>.

19.04.2018 Территориальное управление Росимущества сообщило, что мероприятия по регистрации прав собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок проведены, и 03.05.2018 Попову Ю.В. было направлено уведомление <№> о прекращении права аренды на земельный участок по договору аренды от 23.03.2012 года <№> с соглашением о расторжении договора арены от 23.03.2012 года <№>. Уведомление истец Попов Ю.В. получил, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении. Соглашение о расторжении договора аренды земельного участка на сегодняшний день Поповым Ю.В. не подписано, в адрес Управления имущественных отношений не направлено.

29.05.2018 в администрацию Чернушинского муниципального района вновь обратился Попов Ю.В. с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью <данные изъяты>, с кадастровым <№>, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование: для организации крестьянского (фермерского) хозяйства в аренду на 49 лет.

Управлением, как структурным подразделением администрации Чернушинского муниципального района, 01.06.2018 Попову Ю.В. был дан ответ за <№>, в котором разъяснялось, что согласно действующему законодательству у Управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком, Указали, что по данному вопросу необходимо обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Полномочия органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно федеральному закону от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Из названных правовых норм следует, что от лица администрации Чернушинского муниципального района право управления и распоряжения земельными участками делегировано Управлению имущественных отношений, которое является структурным подразделением администрации Чернушинского района Пермского края, и не имеет полномочий по распоряжению спорным земельным участком.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли водного фонда, использование которых должно осуществляться в соответствии с установленными для них целевым назначением.

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах, которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 102 ЗК РФ предусмотрено, что земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, - относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

В соответствии с частью 2 и 3 статьи 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам, в числе прочего, относятся: водотоки (реки, ручьи, каналы, водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

В силу положения части 1 и 2 статьи 8 ВК РФ все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности Субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Статьей 8 ВК РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1).

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2).

Таким образом, водное законодательство рассматривает как единый водный объект поверхностные воды и земли, покрытые ими. Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водный объект, поскольку использование земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, связано с использованием поверхностных вод.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владении, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно выписки из ЕГРП от 18.06.2018 собственником спорного земельного участка с кадастровым <№> и расположенного на нем водного объекта (пруда, через который протекает р. ЬЬЬ), является Российская Федерация. Водный объект находится в федеральной собственности в силу закона.

В данном случае распорядителем спорного земельного участка от имени собственника является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.

На основании вышеизложенного суд считает, что требования истца Попова Ю.В. о признании решения незаконным, обязании совершить действия по предоставлению земельного участка, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Попову Юрию Владимировичу к администрации Чернушинского муниципального района, Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района о признании решения от 01.06.2018 <№> незаконным, обязании совершить действия по предоставлению земельного участка в аренду на 49 лет - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 6 июля 2018 года.

    Судья                подпись            О.А. Мень

    

2а-671/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
chernush.perm.sudrf.ru
02.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее