2а-127/2020
УИД 56RS0028-01-2020-000097-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2020 года п.Переволоцкий
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Е.И. Расчупко,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Оренбургской области к Терентьевой Т. Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу,
установил:
административный истец Межрайонная ИФНС России № 6 по Оренбургской области обратился в суд с настоящим иском к Терентьевой Т.Н., указывая, что она является плательщиком транспортного налога на основании положений Закона Оренбургской области от 16.11.2002 г. № 322/66-III-03 "О транспортном налоге”. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ владела на праве собственности транспортным средством ... На данное транспортное средство за ДД.ММ.ГГГГ был начислен налог в сумме ..., который налогоплательщик не оплатил. В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налога. В связи с неуплатой налога Терентьевой Т.Н. было направлено требование об уплате суммы налога от ДД.ММ.ГГГГ №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное требование налогоплательщик не исполнил. В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога начислена пеня в сумме .... В связи с неуплатой в адрес мирового судьи судебного участка № 2 Переволоцкого района Оренбургской области было направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении судебного приказа на взыскание с Терентьевой Т.Н. данного налога. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Просит восстановить срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу, признав причину пропуска срока – переход на новое программное обеспечение – уважительной и взыскать с Терентьевой Т.Н. задолженность по транспортному налогу в сумме ....
В соответствии с ч 7 ст. 150 КАС РФ ввиду неявки сторон административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, в силу пункта 1 статьи 361 налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В силу ст. 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 г. N 322/66-111-ОЗ " О транспортном налоге " налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм - силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 0 рублей; свыше 100 до 150 л.с.-15 рублей, грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25,00 рублей, свыше 100л.с.до 150 - 40,00 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с. - 50,0 рублей, свыше 200 л.с. до 250 л.с. - 65,0 рублей, свыше 250 л.с.-85 рублей, автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно -50 рублей.
Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ отчетным налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.2 ст.11 НК РФ недоимка - сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно статье 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Законодатель в силу п. 2 ст. 52 НК РФ возложил на налоговый орган обязанность не позднее чем за 30 дней до истечения установленного срока уплаты налога произвести расчет налога и направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое в силу пункта 4 этой же статьи считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5 ст. 75 НК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
То есть, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
По представленным административным истцом сведениям Терентьева Т.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ владела транспортным средством, ... на которое был начислен налог.
Терентьевой Т.Н. в установленном законом порядке было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием размера и сроков уплаты транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме .... не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный в уведомлении срок задолженность не была уплачена налогоплательщиком.
На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату транспортного налога административному ответчику начислена сумма пени.
В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику было направлено требование № об уплате задолженности по транспортному налогу ... от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства ответчика (заказное письмо).
В связи с неуплатой задолженности в адрес мирового судьи судебного участка № 2 Переволоцкого района Оренбургской области административным истцом было направлено заявление о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Переволоцкого района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением шестимесячного срока для обращения в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок, установленный для предъявления налоговым органом в суд требования о взыскании налога, в данном случае истекал ДД.ММ.ГГГГ.
При этом материалы дела не позволяют установить какие-либо уважительные причины, наличие которых объективно препятствовало налоговой инспекции обратиться в суд с данным требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные налоговой инспекцией причины пропуска срока – переход на новое программное обеспечение – какими-либо доказательствами не подтверждены.
В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока налоговой инспекцией на обращение в суд и об отказе в его восстановлении.
Поскольку срок для взыскания задолженности истек, налоговым органом утрачена возможность для взыскания недоимки по налогам, пени.
По данному основанию требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 95, 293-294 КАС РФ, суд
решил:
Межрайонной ИФНС России № 6 по Оренбургской области в восстановлении срока на обращение в суд с иском к Терентьевой Т. Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу отказать.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 6 по Оренбургской области к Терентьевой Т. Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Е.И. Расчупко