Дело № 2-195/2022
21RS0007-01-2022-000181-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2022 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимова О.Н., при секретаре Даниловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Тюрлеминского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенных пунктов,
установил:
Истец Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в суд с исковым заявлением (с последующим изменением) к администрации Тюрлеминского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенных пунктов <адрес> и д. Уразметево Тюрлеминского сельского поселения Козловского Чувашской Республики, исключив часть границ <адрес> с реестровым номером <число> и д. Уразметево с реестровым номером <число> согласно координатам поворотных точек, указанных в схеме-заключении <число>, подготовленной Ульяновским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг».
Иск Рослесхоза мотивирован тем, что решением Верховного Суда Чувашской Республики от <дата> признан недействующим генеральный план Тюрлеминского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, утвержденный решением Собрания депутатов Тюрлеминского сельского поселения от <дата> <число> в части включения в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда в <адрес>, д. Уразметево в квартале 148 ч. выделов 1,2; в квартале 160 ч. выделов 1,2, 13, 15-18, 24 Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики.
Федеральное агентство лесного хозяйства и администрация Тюрлеминского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в суд не обеспечили, направив заявления о рассмотрении дела без их участия.
Третье лицо ФБГУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике в своем письменном отзыве заявило об отсутствии заинтересованности в разрешении дела, однако в целях исполнимости решения суда указало на необходимость приведения истцом координат испрашиваемых частей границ населенных пунктов.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает, в том числе, реестр сведений о границах лесничеств, границах населенных пунктов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 10 Закона N 218-ФЗ, в сведения об административно-территориальном делении реестра границ вносится, в том числе, описание местоположения границ населенных пунктов.
Состав сведений реестра границ Единого государственного реестра недвижимости в отношении лесничеств определен пунктами 1 - 11 ч. 1 ст. 10 Закона N 218-ФЗ.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Следовательно, границы населенных пунктов являются объектом правового регулирования в таком обособленном правовом институте, как ведение государственного кадастра недвижимости. Организованные сведения о границах населенных пунктов являются объектом хранения в государственном кадастре недвижимости.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения регулируются лесным законодательством.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК РФ).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 ст. 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Частью 4 ст. 6.1 ЛК РФ определено, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии со ст. 23 ЛК РФ лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств, являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ч. 1). Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. При этом обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса (ч.ч. 3, 4).
Кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно которому участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с п. 12 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", границы лесничеств, как правило, совмещаются с границами муниципальных образований в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.
В рамках настоящего дела Рослесхозом заявлены исковые требования о внесении изменений в ЕГРН в части сведений о координатах границ населенных пунктов <адрес> и д. Уразметево Тюрлеминского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики.
В обоснование своих требований истцом представлено в материалы дела решение Верховного Суда Чувашской Республики от <дата>, выписка из ЕГРН о границах населенных пунктов от <дата>, графическое описание местоположения границ Мариинско-Посадского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Чувашской Республике, включающее в себя перечень пересечений координат характерных точек с границами территориальных зон (21.16.1.7, 21.16.1.3), графическое описание местоположения границ Мариинско-Посадского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Чувашской Республике, включающее в себя перечень пересечений координат характерных точек с границами населенных пунктов (д. Малое Камаево, д.Арзаматово, д. Большое Яндуганово, <адрес>, д. Аксарино, д. Сятракасы, д. Нерядово, д. Астакасы, д. Водолеево, д. Демешкино, д. Дубовка, <адрес>, д. Пущино, д. Ураково, д. Шульгино, д. Эльбарусово, д. Ильменкасы, д. Вурман-Кошки, д. Нижние Ирх-Сирмы, д. Караньялы, д. Мижули, д. Карабаши, д. Вурман-Пилемчи, <адрес>, д. Большое Аккозино, д. Акшики, д. Истереккасы, д. Сутчево, д. Ящерино, д. Большое Маклашкино, д. Юрьевка, д. Кугеево, д. Шанары, д. Кужмары, <адрес>, д. Криуши, д. Уразметево, <адрес>, д. Верхний Курган, д. Солдыбаево, д. Вурманкасы).
Факт пересечения границ земель лесного фонда и земель Тюрлеминского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, включения земель лесного фонда квартала 148 (части выделов 1, 2), квартала 160 (части выделов 1, 2, 13, 16-18, 24) Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики в состав границ <адрес> и д. Уразметево указанного муниципального образования установлен решением Верховного Суда Чувашской Республики от <дата> по делу <число>а-203/2021, которым признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Тюрлеминского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от 05.12.2008 № 78/5 "Об утверждении Генерального плана Тюрлеминского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Тюрлеминского сельского поселения" (с изменениями), в части включения в границы <адрес>, д. Уразметево в квартале 148 части выделов 1, 2, в квартале 160 части выделов 1, 2, 13, 1518, 24 Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики.
Координаты границ населенных пунктов д. Уразметево и <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики внесены в реестр границ ЕГРН <дата> и <дата> под реестровыми номерами 21:12-4.41 и 21:12-4.31 (соответственно), что следует из выписок о границе населенного пункта, сформированных по состоянию на <дата> и выданных органом регистрации прав.
Причиной возникновения настоящего спора является установление границ населенных пунктов с включением в их состав лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Суд считает юридически значимыми и подлежащими выяснению, с учетом содержания спорных отношений сторон, обстоятельства установления границ конкретных участков лесного фонда, их совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения.
Между тем, истцом в материалы дела не представлена надлежащая лесоустроительная документация. Приложенное к уточненному иску графическое описание местоположения границ Мариинско-Посадского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Чувашской Республике, включающее в себя перечень пересечений координат характерных точек с границами территориальных зон и границами ряда населенных пунктов на территории Мариинско-Посадского и <адрес>ов Чувашской Республики при отсутствии конкретных координат, в которых с учетом расположения лесных участков должны проходить границы спорных населенных пунктов, не дает возможности суду сопоставить границы населенных пунктов с реестровыми номерами <число> с координатами границ местоположения лесных участков, и, как следствие, определить место и площадь пересечения. Схема наложения границ д. Уразметево и <адрес> сельского поселения Козловского Чувашской Республики на материалы лесоустройства отсутствует.
Спорные границы населенных пунктов Тюрлеминского сельского поселения поставлены на кадастровый учет <дата> и <дата>. Сведениями о моменте постановки на кадастровый учет участков лесного фонда Мариинско-Посадского участкового лесничества суд не располагает, соответственно, установить, какое описание местоположения границ (населенных пунктов или лесных участков) должно было быть учтено при постановке на кадастровый учет, не представляется возможным.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 2 ГПК РФ и п. 1 ст. 1 ГК РФ основной задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) является обеспечение восстановления нарушенного права.
Перечень способов защиты нарушенного права установлен ст. 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.
Вместе с тем, избрание лицом способа защиты не может быть произвольным и должно быть обусловлено целью восстановления нарушенных прав лица.
Кроме того, статьей 10 ГК РФ установлен принцип добросовестного и разумного осуществления управомоченным субъектом своих прав.
Суд находит возможным разрешение спора путем установления конкретных координат характерных точек пересечения лесных участков с землями населенных пунктов и внесения сведений об изменении границ населенных пунктов. В отсутствие перечня координат характерных точек спорных границ населенных пунктов, их соотнесение с границами лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, невозможно, такое решение не может являться основанием для внесения органом кадастрового учета изменений в сведения ЕГРН.
После уточнения исковых требований истец отказался их конкретизировать, допустимых доказательств, позволяющих установить границы участков лесного фонда, не представил.
Определенность в правоотношениях сторон по поводу спорных границ лесных участков и населенных пунктов вносится по результатам рассмотрения дела в суде, что способствует процессуальной экономии и обеспечивает максимально быструю защиту прав и интересов всех причастных к спору лиц.
Решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15.01.2002 N 1-П, от 14.05.2003 N 8-П, от 14.07.2005 N 8-П, от 12.07.2007 N 10-П, от 14.05.2012 N 11-П, от 10.03.2016 N 7-П, от 09.07.2020 N 34-П).
В случае удовлетворения требований истца о внесении изменений в ЕГРН путем исключения части границ населенных пунктов д. Уразметево и <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики без внесения в ЕГРН иных данных, устанавливающих местоположение спорных границ, будут исключены уникальные характеристики границ населенных пунктов, что недопустимо и само по себе приведет к нарушению прав ответчика.
Выбор способа защиты прав должен быть соразмерен степени нарушения права. В случае, когда предметом спора является часть границ населенного пункта, для его разрешения достаточно внесения изменений в спорной части границы, а для этого необходимо установление точек пересечения.
По мнению суда, разрешение вопроса об исключении границ населенного пункта из реестра границ в кадастре недвижимости фактически приведет к изменению границ населенного пункта, которое с учетом нормы п.п. 1 п. 1 ст. 84 ЗК РФ осуществляется с соблюдением требований градостроительного законодательства, не относится к сфере правового интереса истца.
В соответствии с пунктами 8, 18 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта, границ лесничеств.
В силу п. 2 ст. 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН сведений в реестр границ осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения указанных границ населенных пунктов, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в частях 15 и 15.1 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда (ч.ч. 15.1, 16 ст. 34 Закона N 218-ФЗ).
В целях урегулирования вопросов информационного взаимодействия постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (в ред. от 09.12.2021) утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункту 7 Правил, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.
Таким образом, при установленных обстоятельствах по делу исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенных пунктов д. Уразметево и <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики путем исключения части границ указанных населенных пунктов с реестровыми номерами <число>, согласно координатам поворотных точек, приведенных в заключении <число>, подготовленного Ульяновским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг», удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Тюрлеминского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенных пунктов <адрес> и д. Уразметево Тюрлеминского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики путем исключения части границ указанных населенных пунктов с реестровыми номерами <число>, согласно координатам поворотных точек, указанных в заключении <число>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.
Решение в окончательной форме принято 11 июля 2022 года.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.