Дело № 2а-1826/2021
№
Решение
Именем Российской Федерации
г.Кострома 4 августа 2021 г.
Ленинский районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи Ухановой С.А., при секретаре Савиной К.В., с участием прокурора Смирновой В.Н., представителя административного истца Ивкова А.С., административного ответчика Тэйфер Ж.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску врио начальника УМВД России по Костромской области Ефремова Д.А. о продлении срока пребывания Тэйфер Ж. Ф. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Костромской области,
установил:
Врио начальника УМВД России по Костромской области Казьмин В.В. обратился в суд с административным иском о продлении срока пребывания Тэйфер Ж.Ф. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Костромской области по адресу: ... «А» (далее – ЦВСИГ) до исполнения решения о депортации от dd/mm/yy на срок один месяц. В обоснование заявления указано, что dd/mm/yy ФСИН Российской Федерации в отношении лица без гражданства Тэйфер Ж.Ф., осужденной приговором Пресненского районного суда ... от dd/mm/yy по п.п. «в, г» ч. 2 ст. 158, ч. 3 ст. 30 п.п. «в, г» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, отбывавшей наказание в ФКУ ИК № УФСИН России по ..., вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. dd/mm/yy на основании п. 11 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от dd/mm/yy № 115-ФЗ в отношении Тэйфер Ж.Ф. принято решение о депортации. dd/mm/yy Тэйфер Ж.Ф. освободилась по отбытию срока наказания из ФКУ ИК № УФСИН России по .... dd/mm/yy Тэйфер Ж.Ф. решением суда помещена в ЦВСИГ на 1 месяц, 3 июня и dd/mm/yy. срок временного содержания в ЦВСИГ продлевался судом, истекает dd/mm/yy Тэйфер Ж.Ф. не имеет документов, удостоверяющих личность. dd/mm/yy и dd/mm/yy в адрес Консульского отдела Посольства Украины в Российской Федерации направлены запросы об установлении принадлежности Тэйфер Ж.Ф. и её родителей к гражданству .... Согласно полученным ответам подтвердить принадлежность Тэйфер Ж.Ф. к гражданству ... не представляется возможным. Отделением по опросам миграции ОМВД России по ... в отношении Тэйфер Ж.Ф. проведена процедура установления личности, по результатам которой dd/mm/yy вынесено заключение об установлении её личности без определения её гражданской принадлежности. Требования основаны на положениях п. 9 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель административного истца Ивков А.С., действующий на основании доверенности от dd/mm/yy, требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что гражданская принадлежность Тэйфер Ж.В. не установлена, при этом решение о депортации не отменено. Исполнить решение о депортации невозможно.
Административный ответчик Тэйфер Ж.Ф. в суде требования признала. Пояснила, что документов никогда не имела, жила в ... и просила отправить её туда.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, в связи с тем, что исполнить решение о депортации невозможно, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ ««О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч. 2 ст. 3 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Согласно п.п. 11, 12 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11 настоящей статьи, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В силу п. 9 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Установлено, что Тэйфер Ж.Ф. приговором Пресненского районного суда ... от dd/mm/yy (с учетом изменений, внесенных апелляционным постановлением Мосгорсуда от dd/mm/yy) осуждена по п.п. «в, г» ч. 2 ст. 158 (2 преступления), ч. 3 ст. 30 п.п. «в, г» ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 69 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Распоряжением №-рн от dd/mm/yy заместителя директора ФСИН России в соответствии с ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 11 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Тэйфер Ж.Ф., лица без гражданства.
dd/mm/yy в отношении Тэйфер Ж.Ф. принято решение о депортации её за пределы Российской Федерации.
dd/mm/yy Тэйфер Ж.Ф. освобождена из ФКУ ИК № УФСИН России по ... по отбытии наказания, что подтверждается справкой об освобождении.
Решением Ленинского районного суда ... от dd/mm/yy Тэйфер Ж.Ф. помещена в ЦВСИГ на срок один месяц, то есть до dd/mm/yy включительно.
Решениями Ленинского районного суда ... от dd/mm/yy и dd/mm/yy срок пребывания лица без гражданства Тэйфер Ж.Ф. в ЦВСИГ продлевался, последний раз продлен до dd/mm/yy включительно.
Также установлено, что УВМ УМВД России по Костромской области проведен ряд мероприятий в целях осуществления депортации Тэйфер Ж.Ф.
Так, в адрес Консульского отдела Посольства ... в РФ дважды dd/mm/yy (то есть еще до освобождения Тэйфер Ж.Ф. из исправительной колонии) и dd/mm/yy направлены запросы об определении принадлежности к гражданству Украины, из ответов на которые следует, что по информации Главного Управления государственной миграционной службы ... в ... зарегистрированной или снятой с регистрационного учета Тэйфер Ж.Ф. не числится, информация о регистрации Тэйфер Ж.Ф. и её родителей на территории ..., оформлении на её имя паспорта гражданина ... отсутствует, подтвердить её принадлежность к гражданству ... не представляется возможным.
УВМ УМВД России по Костромской области dd/mm/yy была инициирована процедура установления личности Тэйфер Ж.Ф., по результатам проверки dd/mm/yy начальником отделения по вопросам миграции ОМВД России по Костромскому району вынесено заключение, согласно которому личность Тэйфер Ж.Ф. считается установленной без определения её гражданской принадлежности.
Решение о депортации Тэйфер Ж.Ф. не отменено, документов, удостоверяющих её личность, и законных оснований пребывания (проживания) на территории Российской Федерации она не имеет.
Вместе с тем, согласно ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 г. каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче (п. 1 «f»).
Как указал ЕСПЧ в постановлении от 15 ноября 1996 г. «Чахал (Chahal) против Соединенного Королевства» (жалоба №), любое лишение свободы в соответствии со статьей 5 п. 1 «f» оправдано, только пока рассматривается вопрос о высылке. Если эта процедура не осуществляется с должной тщательностью, задержание перестает быть допустимым в соответствии со статьей 5 п. 1 «f» (п. 113).
По настоящему делу установлено, что Тэйфер Ж.Ф. содержится в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Костромской области с dd/mm/yy, срок её временного содержания в специальном учреждении к настоящему времени составляет около трех месяцев. За указанный период времени УМВД России по Костромской области в целях исполнения решения о депортации Тэйфер Ж.Ф. были получены ответы на запросы, согласно которым она не является гражданином Украины.
Кроме того, в отношении Тэйфер Ж.Ф. dd/mm/yy врио начальника УМВД России по Костромской области утверждено заключение об установлении Тэйфер Ж. Ф., dd/mm/yy года рождения, без определения её гражданской принадлежности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что дальнейшая процедура депортации Тэйфер Ж.Ф. осуществлена быть не может, в распоряжении административного истца имеются достаточные сведения, позволяющие сделать вывод о том, что гражданином ... либо какого-либо другого государства она не является, в связи с этим исполнить решение о депортации невозможно, в связи с чем дальнейшее содержание Тэйфер Ж.Ф. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Костромской области перестало быть допустимым в соответствии с п. 1 «f» ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 г.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска о продлении срока содержания Тэйфер Ж.Ф. в специальном учреждении следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180, 269 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., dd/mm/yy ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ... ... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░