ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-3637/2014
13 марта 2014 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Голубевой И.В.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Львовой Л.А. на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 02 декабря 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Львовой Л.А. об оспаривании отказа Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ в постановке на учет по обеспечению жильем во внеочередном порядке, обязании поставить на учет, обязании Администрации городского округа г.Уфа РБ предоставить жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору социального найма - отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Львова Л.А. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ в постановке на учет по обеспечению жильем во внеочередном порядке, как матери погибшего военнослужащего, нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать поставить на учет по обеспечению жильем во внеочередном порядке с момента подачи заявления - дата, обязать Администрацию городского округа г.Уфа РБ предоставить жилое помещение из специализированного жилого фонда по договору социального найма.
В обоснование иска указано о том, что дата обратилась с заявлением в Администрацию Октябрьского района ГО г.Уфа РБ о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке на основании п.4 ст.24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76 - ФЗ от 27 мая 1998 года, п.3.1 ст. 15.1, ст.3 Федерального закона № 342 - ФЗ от 08 декабря 2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон о статусе военнослужащих». Решением Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ ей было отказано в удовлетворении заявления, с которым она не согласна по следующим основаниям.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от дата суд обязал Администрацию Октябрьского района ГО г.Уфа РБ принять ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления- дата. В решении суда не указано по какой статье ее включить в списки на улучшение жилья, поэтому Администрация Октябрьского района ГО г.Уфа РБ включила ее в единый список, т.е. общую очередность на улучшение жилья. С включением ее в единый список она не согласна, она не относится к Федеральному закону «О ветеранах». Считает, что должна быть включена в список на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, Львова Л.А. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что каких-либо требований относительно постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении до дата и ставящей в зависимость от указанной даты право на получение жилья во внеочередном порядке и преград правового характера не имеется, а потому отказ Администрации Октябрьского района г. Уфы в постановке её на учёт по обеспечению жильём во внеочередном порядке и последующее решение Октябрьского районного суда г. Уфы от дата, которым было отказано в удовлетворении её требований, являются необоснованными и незаконными.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного суда Республики Башкортостан Львова Л.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Львову Л.А., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 255, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от дата по гражданскому делу по заявлению Львовой Л.А. об оспаривании решения Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях установлено следующее:
из уведомления Управления Росреестра РБ №... от дата у Львовой Л.А. в собственности жилья не имеется.
Согласно справке о регистрации от дата Львова Л.А. зарегистрирована по месту пребывания с дата по дата по адресу: адрес.
Заявитель получает ежемесячную денежную компенсации как член семьи погибшего военнослужащего по адресу: адрес, что подтверждается справкой УТиСЗН Минтруда РБ по Октябрьскому району г. Уфы от дата №....
В связи с указанными выше обстоятельствами, истец обратился в Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказала истцу в принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указав, что истица не имеет постоянную регистрацию по месту проживания.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от дата постановлено:
Заявление Львовой Л.А. о признании незаконным решение Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий и обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях - удовлетворить.
Признать отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий - незаконным.
Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять Львову Л.А. на учет нуждающейся в улучшении жилищный условий с момента подачи заявления с датаг.
Из ответа Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ №... от дата следует, что Львова Л.А. распоряжением главы Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ №... от дата она принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом Администрацией Октябрьского района ГО г.Уфа РБ отказано во включении истца в список для обеспечения жилым помещением в первоочередном порядке на том основании, что отсутствуют сведения о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
Оспаривая отказ Администрации Октябрьского района г.Уфы её в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, заявительница с включением ее в единый список она не согласна, ссылаясь на то, что она не относится к Федеральному закону «О ветеранах». Считает, что должна быть включена в список на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Разрешая настоящий спор, суд правильно руководствовался нормами материального права и, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Львовой Л.А.
По мнению Львовой Л.А., нормы пункта 2.1 статьи 15 и абзаца третьего пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», как ограничивающие возможность предоставления указанных в них жилищных гарантий для граждан, обратившихся за постановкой на учет в органы местного самоуправления после 1 января 2005 года, не являются основанием для отказа ей в постановке на учет на получение жилья во внеочередном порядке.
Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 части 2 и 3), предписывает тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно разъяснениями, содержащимися в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», в соответствии с которыми при рассмотрении заявлений, связанных с правом военнослужащих на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Улучшение жилищных условий военнослужащих, пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, данная норма закрепляет для вышеуказанных лиц право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с этим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего.
При этом в качестве обязательных условий для получения жилья членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего являются признание военнослужащего и членов его семьи до гибели (смерти) военнослужащего нуждающимися в жилом помещении в соответствующем военном ведомстве и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после гибели (смерти) военнослужащего.
Пункт 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закрепляет для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с этим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы (абзац первый), а также предоставляет для членов таких семей, принятых на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, возможность выбора одной из форм обеспечения жильем, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 15 того же Федерального закона (абзац третий).
Подобное правовое регулирование, принятое законодателем в порядке реализации указанных выше конституционных гарантий и призванное обеспечить защиту жилищных прав членов семьи гражданина, уволенного с военной службы, при условии возникновения этих прав до момента его гибели (смерти), само по себе конституционные права заявительницы не нарушает. Кроме того, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, введение федеральным законодателем такого условия возникновения права на обеспечение жильем, как постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, не может считаться нарушением конституционных прав и свобод (определения от 16 декабря 2008 года № 1068-О-О и от 17 ноября 2011 года № 1608-О-О).
Однако доказательств, подтверждающих, что истец была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и состояла на данном учете до гибели военнослужащего, заявителем не представлено.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.
Неправильного применения норм материального права или толкования его, процессуальных нарушений судом не допущено. Судебное постановление принято в пределах, представленных сторонами и исследованных доказательств, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 02 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Львовой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи И.В. Голубева
Э.Р. Нурисламова
Справка: судья Нурисламова Р.Р.