УИД 42RS0033-01-2022-000912-92 (2-659/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,
при секретаре Кузнецовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
14 июня 2022 года
гражданское дело по искам Родновой ФИО15, Синкиной ФИО16, Кондратенко ФИО17 к администрации города Прокопьевска об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Роднова Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику администрации <адрес> об обязании заключить с ней договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ <данные изъяты>
Свои исковые требования мотивировала тем, что ей, а также третьим лицам Кондратенко Е.Н., Бордуковой Е.Ю. принадлежит на праве общей долевой собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В квартире зарегистрированы по месту жительства все собственники, а также третье лицо Синкина В.В. Многоквартирный жилой дом по <адрес> находится на горном отводе <данные изъяты> и стал непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на данной шахте. Она включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда. Поскольку она иных жилых помещений в собственности не имеет, считает, что администрация <адрес> должна заключить с ней договор на предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства другого жилья согласно действующему законодательству (л.д. 3-4).
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Синкина В.В., Кондратенко Е.Н. обратились в суд с самостоятельными исками к ответчику администрации <адрес> об обязании заключить также и с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ <данные изъяты>
Свои требования мотивировали по тем же основаниям, что и истец Роднова Н.В. (л.д. 40-41, 50-51).
Истец Роднова Н.В. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, просила иск удовлетворить, пояснила, что она является долевым собственником квартиры по <адрес> в <адрес>, зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Живет в квартире с Бордуковой Е.Ю., иного жилья в собственности не имеют. Синкина В.В. и Кондратенко Е.Н. вынуждены проживать в съемном жилье.
Представитель истца Родновой Н.В. – Никитина Е.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, просила иск Родновой Н.В. удовлетворить. Полагает, что иски третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Синкиной В.В., Кондратенко Е.Н. подлежат также удовлетворению по тем же основаниям. Пояснила, что третье лицо Бордукова Е.Ю. не имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки, поскольку зарегистрировалась в спорном жилом помещении только ДД.ММ.ГГГГ, ранее решением суда ей отказано в удовлетворении требований о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Кондратенко Е.Н., представляющая также интересы третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Синкиной В.В., на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46), в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, просила иски удовлетворить, дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником квартиры по <адрес>5 в <адрес>, вселила в квартиру Роднову Н.В., Бордукову Е.Ю. и Синкину В.В., поскольку сама она в квартире не проживает. Расходы за содержание жилья и коммунальные услуги несут Роднова Н.В. и Бордукова Е.Ю.
Представитель ответчика - администрации <адрес> Журавель Е.В., действующая на основании доверенности (л.д. 86а), в судебном заседании исковые требования не признала, просила в исках Родновой Н.В., Синкиной В.В., Кондратенко Е.Н. отказать полностью за необоснованностью. Пояснила, что Кондратенко Е.Н. являлась собственником указанной <данные изъяты> после чего собственником квартиры стала ФИО2. Только в ДД.ММ.ГГГГ Роднова Н.В., Синкина В.В. и Кондратенко Е.Н. стали долевыми собственниками квартиры по <адрес>. Считает, что истцы не являлись собственниками спорного жилого помещения на момент принятия решения о ликвидации убыточного предприятия угольной промышленности. Кроме того, третье лицо Кондратенко Е.Н. после составления списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, приобрела в собственность ряд иных жилых помещений, пригодных для проживания, что исключает возможность предоставления ей мер социальной поддержки со стороны государства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства энергетики РФ – Злоцкая К.В., действующая на основании доверенности (л.д. 35), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что в списке граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, с адреса <адрес> значатся четыре человека: Кондратенко Е.Н., Роднова Н.В., Кондратенко Е.И., Синкина В.В. Установление очередности предоставления социальной выплаты является исключительным правом органа местного самоуправления – получателя бюджетных средств, т.е. администрации <адрес>. Просила рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Бордукова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, не сообщила суду о причинах неявки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до ДД.ММ.ГГГГ угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с ДД.ММ.ГГГГ шахтах в гг. <данные изъяты> (<адрес>) (далее - ветхое жилье); по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. <данные изъяты> (<адрес>), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно указанным Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 8 (с дополнениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>) основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
- рождение (<данные изъяты>) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (абзац 9 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным по месту жительства в ветхих жилых помещениях, пришедших в негодность из-за воздействия горных работ, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Кондратенко Е.Н. по <данные изъяты> квартиры от ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность квартиру по <адрес> в <адрес> (л.д. 91-92).
ДД.ММ.ГГГГ Кондратенко Е.Н. зарегистрировалась по месту жительства в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Кондратенко Е.Н. вселила в принадлежащую ей на праве собственности квартиру Синкину В.В., ДД.ММ.ГГГГ - Роднову Н.В., ДД.ММ.ГГГГ – Бордукову Е.Ю. (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ Кондратенко Е.Н. продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру по <адрес> в <адрес> ФИО9, которая, в свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ продала указанное жилое помещение ФИО2 (л.д. 91-92).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на основании <данные изъяты> доли квартиры подарила Кондратенко Е.Н., Бордуковой Е.Ю., Родновой Н.В. <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес> в <адрес> - по <данные изъяты> доли каждой (л.д. 29).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на основании договора дарения доли в праве общей долевой собственности на квартиру подарила Кондратенко Е.Н. другую принадлежащую ей на праве собственности <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес> в <адрес> (л.д. 27-28).
Таким образом, на момент рассмотрения дела долевыми собственниками квартиры по <адрес> в <адрес> являются истец Роднова Н.В. <данные изъяты>), третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Кондратенко Е.Н. <данные изъяты> третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Бордукова Е.Ю. <данные изъяты> что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из <данные изъяты> (л.д. 91-92).
Согласно справкам с места жительства (л.д. 16, 49), копиям паспортов лиц, участвующих в деле (л.д. 13, 45, 55), истец Роднова Н.В. зарегистрирована по месту жительства в квартире по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Кондратенко Е.Н. – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Синкина В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Бордукова Е.Ю. – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Как следует из письменной информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), заключения № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2 110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода <данные изъяты> с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» (л.д. 24), деревянный жилой дом по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ строительства, расположен на территории горного отвода <данные изъяты>», подрабатывался горными работами ДД.ММ.ГГГГ степень физического износа дома на момент обследования составляла <данные изъяты> дом отнесен к категории «подработанные ветхие», дом подлежит сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения подземных горных работ. Список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода <данные изъяты>», составлен на момент обследования <данные изъяты> – ДД.ММ.ГГГГ. В списке на переселение с территории горного отвода <данные изъяты> по адресу: <адрес> значатся 4 человека: Кондратенко Е.Н., Роднова Н.В., ФИО10, Синкина В.В. При этом, Бордукова Е.Ю., состоящая на регистрационном учете по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, не включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда. Кондратенко Е.Н. имеет в собственности благоустроенное жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., ФИО10 имеет в собственности благоустроенное жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что деревянный многоквартирный жилой дом <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел процент износа <данные изъяты>, подлежит сносу по критериям безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Как указывалось выше, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, необходимо наличие совокупности условий, одними из которых являются признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
В силу пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, должны ежегодно уточняться, что означает проверку названных списков с целью уточнения состава лиц, проживавших и имеющих право на проживание в жилом помещении, подлежащем сносу, не имеющих другого жилья и нуждающихся в силу этого в предоставлении государственной помощи.
Реализация истцом гарантий, установленных ст. 40 Конституции Российской Федерации, не может производиться в отрыве от соблюдения им положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, в силу которых осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также без учета положений ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве граждан перед законом и судом.
Согласно общеизвестным сведениям, размещенным в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети <данные изъяты> решение о ликвидации угольного предприятия – <данные изъяты>» (<данные изъяты> было принято ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода <данные изъяты> составлен на момент обследования <данные изъяты> т.е. на ДД.ММ.ГГГГ.
Как отмечено выше, наличие регистрации по месту жительства в ветхом жилье гражданина, владеющего правом собственности или иным законным правом на него, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению, специально внесено в дополнение пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (абзац восьмой) в качестве обязательного основания для возможного включения (уточнения) существующего списка Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>.
Как указывалось выше, в соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для <данные изъяты>, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 вышеуказанного Закона установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> действовавшими в спорный период.
Согласно статье 6 названного Закона РФ гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, <данные изъяты> о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу указанных норм, регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания, является его обязанностью, установленной федеральным законом и производится на основании его волеизъявления и предъявляемых им документов, подтверждающих временный или постоянный характер пользования жилым помещением, с которым он связывает реализацию своего права на свободу места пребывания и жительства.
Пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Таким образом, предусмотренная Правилами и статьей 6 вышеназванного Закона РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) необходимость обращения гражданина в регистрирующие органы для оформления регистрации вытекает из установленной законом обязанности регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства и не может быть поставлена в исключительную зависимость от степени родства с собственником (нанимателем) жилого помещения, в которое гражданин прибыл для проживания.
Более того, как следует из содержания названных положений, к документам, являющимся самостоятельным и достаточным основанием для заселения в жилое помещение с последующей регистрацией, относится, в частности, заявление лица, предоставившего гражданину данное жилое помещение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
Наряду с этим, как указано выше, применительно к отношениям, связанным с проживанием собственника в ветхом жилом помещении, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> внесены специальные дополнения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (абзац восьмой), согласно которым одним из обязательных оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье, которым он владеет по праву собственности или иному законному праву, не только на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, но также и на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Поскольку истец Роднова Н.В. и третье лицо Синкина В.В. <данные изъяты> были вселены в спорное жилое помещение по <адрес> в <адрес> собственником квартиры Кондратенко Е.Н., т.е. в качестве членов своей семьи, на момент составления администрацией <адрес> списка граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ), Роднова Н.В. и Синкина В.В. были зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства - с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время соответственно, они включены в список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода <данные изъяты> не имеют в собственности, во владении и (или) пользовании иные жилые помещения, что подтверждается справками <данные изъяты> <адрес> (л.д. 47, 68, 70, 88-89), выписками <данные изъяты> (л.д. 26, 78), соответственно, их исковые требования о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Кондратенко Е.Н., суд исходит из следующего.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 76-78), Кондратенко Е.Н. на дату составления списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, - ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> отчуждение которой произвела ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>., отчуждение которой произвела ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> отчуждение которых произвела ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, третье лицо Кондратенко Е.Н. не нуждается в мерах социальной поддержке со стороны государства, поскольку на момент принятия решения о ликвидации шахты, а также на дату вынесения заключения СФ ОАО ВНИМИ о признании спорного жилого дома ветхим и подлежащим сносу, составления ответчиком списка граждан, подлежащих переселению (ДД.ММ.ГГГГ), была обеспечена иными благоустроенными жилыми помещениями, имела в собственности жилые помещения, пригодные для проживания.
Исходя из изложенного, суд отказывает третьему лиц, заявляющему самостоятельные требования относительно предмета спора - Кондратенко Е.Н., в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья полностью за необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию <адрес> заключить с Родновой ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, Синкиной ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова».
В удовлетворении исковых требований Кондратенко ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, к администрации <адрес> об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказать полностью за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, т.е. через Центральный районный суд <адрес>.
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0№-92 (2-659/2022) Центрального районного суда <адрес>