Дело № 2-85/2024
24RS0020-01-2024-000063-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2024 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,
при секретаре Сорокиной И.В.,
с участием помощника прокурора Идринского района Красноярского края Иратова Р.В.,
ответчика Кирилловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Идринского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Кирилловой Елене Васильевне о возложении обязанности произвести очистку лесных участков от отходов лесопиления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Идринского района Красноярского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Кирилловой Е.В. о возложении обязанности провести очистку лесных участков от отходов лесопиления, в обоснование своих требований указав, что при проведении совместной с КГБУ «Идринское лесничество» проверки исполнения требований законодательства в сфере лесопользования, установлено, что на основании договора купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ Кирилловой Е.В. для заготовки переданы лесные насаждения, расположенные в квартале №, выделе №, лесосеке №, делянке № <адрес>, в ходе заготовки на котором Кирилловой Е.В. были нарушены требования лесного законодательства, а также условия договора купли-продажи лесных насаждений, выразившиеся в загрязнении лесов в виде неудовлетворительной очистки лесосек, а также отходов, образовавшихся в результате пиления древесины, в виде захламления стены леса, которые были выявлены ДД.ММ.ГГГГ и на момент подачи искового заявления не устранены. Захламление леса порубочными остатками и отходами производства, допущенное Кирилловой Е.В., нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу возникновения пожароопасной ситуации в лесах, что является недопустимым. Просит возложить обязанность на Кириллову Е.В. произвести очистку лесных участков от отходов лесопиления на участке, расположенном в квартале № выделе № лесосеки № делянке № <адрес> в срок не позднее 7 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГБУ «Идринское лесничество.
Помощник прокурора Иратов Р.В. в судебном заседании требования иска поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Кириллова Е.В. с исковыми требованиями согласилась.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы явившихся в судебное заседание лиц, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (часть 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 14 части 1 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе, осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно пункту 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 7 октября 2020 г. N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.
Согласно ст.29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их частичной переработкой, хранением и вывозом из леса.
В силу ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (в лице краевого государственного бюджетного учреждения «Идринское лесничество») и Кирилловой Е.В. заключён договор № купли-продажи лесных насаждений по месторасположению лесных насаждений, общей площадью 0,13 га, в объеме 20,00 куб.м, на территории: <адрес>, квартал №, выдел №, лесосека №, делянка №, предназначенных для заготовки древесины в целях отопления жилого дома, жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенных на территории края, по условиям которого, продавец передал покупателю лесные насаждения по указанному адресу, а покупатель принял лесные насаждения и обязался уплатить за них плату.
Согласно п.8 указанного договора, очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий в сроки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.9 договора, заготовка древесины осуществляется в соответствии с условиями настоящего договора, требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.23 договора, срок договора установлен: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения № о результатах осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Кириллова Е.В., являясь лесопользователем, осуществляла лесозаготовку на основании договора купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ в квартале №, выделе №, лесосеке №, деляне № <адрес>. При проведении осмотра лесосеки обнаружено размещение в лесах отходов производства и потребления на площади в 0,05 га. Ущерб от нарушения лесного законодательства по лесосеке составил 1587 руб. 00 коп.
По выявленному факту составлено сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении требований лесного законодательства, с указанием на необходимость произвести очистку лесосеки от порубочных остатков.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, а также условий договора от ДД.ММ.ГГГГ № и причинения ущерба в размере 1587 руб. 00 коп., что подтверждается также схемой (абрисом), фотоматериалами, справкой о сумме ущерба.
Несоблюдение норм природоохранного законодательства влечёт нарушение ответчиком надлежащего состояния территории лесосеки, ввиду её захламления, и не позволяет проводить работы по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям, поскольку порубочные остатки (сучья, ветви, вершины срубленных деревьев, хворост) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов производства, такие отходы должны быть убраны.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из указанного следует, что нарушены интересы Российской Федерации как собственника захламленного лесного участка.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Идринского района Красноярского края о возложении на ответчика обязанности произвести очистку мест рубок от порубочных остатков, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В силу положений ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 50, п.2 ст. 61.1 и п. 2 ст.61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.
В соответствии с ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Идринского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Кирилловой Елене Васильевне о возложении обязанности произвести очистку лесных участков от отходов лесопиления удовлетворить.
Возложить на Кириллову Елену Васильевну (паспорт: № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, код №) обязанность произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,05 га в лесном участке по адресу: делянка №, лесосека №, выдел №, квартал №, <адрес>, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Кирилловой Елены Васильевны (паспорт: № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, код №) государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования Идринский район Красноярского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Идринский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Арбузова
Верно
Судья Н.В. Арбузова
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2024 года.