№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Боготол 31 августа 2018 года
Боготольский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Герасимовой Е. Ю.,
при секретаре Хлиманковой О. С.,
с участием представителя истца помощника Боготольского межрайонного прокурора Коняшкина А. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Цаплин С..А., администрации Юрьевского сельсовета Боготольского района Красноярского края о признании договора аренды земельного участка недействительным и истребовании земельного участка из незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Боготольский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Цаплину С. А., администрации Юрьевского сельсовета Боготольского района Красноярского края о признании недействительным заключенного между ответчиками договора аренды № 2 от 25.01.2016 земельного участка с кадастровым номером №, и истребовании указанного земельного участка из незаконного владения Цаплина С. А. в пользу администрации Юрьевского сельсовета <адрес>. Требования мотивированы тем, что 25.01.2016 между администрацией Юрьевского сельсовета Боготольского района и Цаплиным С. А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: личное подсобное хозяйство. Срок аренды установлен с 25.01.2016 по 25.01.2036. Договор зарегистрирован в У"Р" 11.03.2016. Однако в нарушение требований ст. 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении спорного земельного участка администрацией на официальном сайте torgi.gov.ru не размещалось, чем были нарушены права неопределенного круга лиц на получение информации о намерении администрации предоставить земельный участок в аренду. Исходя из вышеизложенного, договор аренды земельного участка от 25.01.2016 в соответствии со ст. 168 ГК РФ является недействительным в силу ничтожности, поскольку указанная сделка заключена в нарушение требований закона и посягает на публичные интересы. Обращаясь с настоящим иском, прокурор выступает как в защиту интересов муниципального образования Юрьевский сельсовет Боготольского района в целях наиболее эффективного использования имущества, так и в интересах неопределенного круга лиц. Нарушение уполномоченным органом законодательно закрепленных принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков исключает возможность для всех заинтересованных лиц приобрести права на такие участки. Более того, несоблюдение указанных требований исключает возможность эффективного распоряжения земельным участками (в том числе посредством аукциона).
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Коняшкин А. М. исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным выше основаниям.
Ответчик Цаплин С. А. и представитель ответчика администрации Юрьевского сельсовета Боготольского района Красноярского края, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п. п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
На основании п. 4 – 7 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом установлено, что 19.01.2016 Цаплин С. А. обратился к главе Юрьевского сельсовета Боготольского района Красноярского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 6352 кв. м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
25.01.2016 между администрацией Юрьевского сельсовета Боготольского района Красноярского края – «Арендодателем» и Цаплиным С. А. – «Арендатором» заключен договор № 2 аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставил арендатору земельный участок, площадью 6352 кв. м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: личное подсобное хозяйство, сроком на 20 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в У"Р" 11.03.2016.
Из представления заместителя прокурора Гутаревой Е. А. об устранении нарушений земельного законодательства, вынесенного 25.04.2017 в адрес главы Юрьевского сельсовета, следует, что извещение о предоставлении земельного участка Цаплину С. А. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <данные изъяты> не размещалось, что подтверждается представленными истцом в материалы дела распечатками с официального сайта Боготольского района Красноярского края (разделы извещения о предварительном согласовании и предоставлении земельных участков, извещения о проведении аукционов по продаже земельных участков).
12.05.2017 главой Юрьевского сельсовета был дан ответ на данное представление, согласно которому по фактам выявленного нарушения виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Так, согласно распоряжению администрации Юрьевского сельсовета от 11.05.2017 № 15 за недобросовестное исполнение должностных обязанностей, выразившихся в нарушении земельного законодательства специалисту 1 категории администрации Юрьевского сельсовета Н.А. объявлено замечание.
Анализ вышеприведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в ст. 39.18 ЗК РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что извещение о предоставлении спорного земельного участка в аренду не было опубликовано на сайте <данные изъяты>, определенном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, что является нарушением требований ст. 39.18 ЗК РФ и прав неопределенного круга лиц для их ознакомления с соответствующей информацией, суд приходит к выводу о том, что договор № 2 аренды земельного участка от 25.01.2016, заключенный между ответчиками, является недействительным в силу ничтожности, поскольку заключен с нарушением требований земельного законодательства и посягает на публичные интересы.
В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым, в качестве последствий применения недействительности сделки, прекратить право аренды Цаплина С. А. на спорный земельный участок и истребовать спорный земельный участок из незаконного владения Цаплина С. А. в пользу администрации Юрьевского сельсовета Боготольского района Красноярского края.
Согласно пункту 9 части 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая положения ч. 2 ст. 61.1 БК РФ, согласно которым в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы, в том числе от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований с ответчика надлежит взыскать сумму государственной пошлины в размере 600 рублей (за два требования неимущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233 – 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Цаплин С..А., администрации Юрьевского сельсовета Боготольского района Красноярского края о признании договора аренды земельного участка недействительным и истребовании земельного участка из незаконного владения удовлетворить.
Признать договор № аренды земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № заключенный 25.01.2016 между администрацией Юрьевского сельсовета Боготольского района Красноярского края и Цаплин С..А. недействительным.
Прекратить право аренды Цаплин С..А. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №
Истребовать из незаконного владения Цаплин С..А. в пользу администрации Юрьевского сельсовета Боготольского района Красноярского края земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Взыскать с Цаплин С..А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е. Ю. Герасимова