Дело №а-7471/2019 01 августа 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Ивановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белокур Сергея Сергеевича к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Белокур С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным отказ Администрации Приморского района Санкт-Петербурга в согласовании перепланировки квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, оформленный уведомлением № 04-19/мвк от 08.04.2019 г., обязать Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга согласовать проект № 42ЮС-17-П перепланировки квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> течение 20 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит вышеназванная квартира, истец обратился в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки указанного жилого помещения. Уведомлением Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 08.04.2019 г. № 04-19/мвк сообщено об отказе в согласовании перепланировки по тем основаниям, что проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не соответствует требованиям законодательства. По мнению административного истца, отказ является незаконным и нарушающим его права, поскольку представленный на согласование проект предусматривает, что при устройстве отдельного входа не планируется проведение работ, связанных с необходимостью применения ударных инструментов и расширения существующих проемов в несущей стене, устройство изолированного входа осуществляется путем разборки участка стены подокнами в габаритах ширины существующих оконных проемов.
Административный истец Белокур С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (т. 1, л.д. 141), административный истец имеет представителя адвоката Евдокимова А.А., действующего на основании ордера, доверенности, представитель административного истца в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал.
Административный ответчик Администрация Приморского района Санкт-Петербурга в лице представителя Сибиренковой Н.В., действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, представитель административного ответчика против удовлетворения административного иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, которые повторяют основания принятия оспариваемого решения (т. 1, л.д. 131-132).
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Белокур С.С. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная на первом этаже многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (т. 1, л.д. 34-41).
12.03.2019 года Белокур С.С. в лице представителя обратился в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании перепланировки указанной квартиры, представив указанные в заявлении документы (т. 1, л.д. 147-148).
Белокур С.С. в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга был представлен проект перепланировки и переустройства квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, разработанный ООО «АРХИОПТЕРИКС», который предусматривает демонтаж части панели под оконным проемом в месте устройства входа, устройство наружного крыльца из сборных железобетонных ступеней по металлическим косоурам (по аналогии с существующими крыльцами), монтаж электропроводки и электроустановочных изделий, монтаж сантехнического оборудования и внутренних сетей канализации и водопровода, отделочные работы (т.1, л.д. 29-125).
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что имеющаяся в материалах дела представленная истцом проектная документация и заключение негосударственной экспертизы - это те документы, которые представлялись истцом вместе с заявлением (т. 3, л.д. 122).
Белокуром С.С. в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга представлено также заключение ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», в соответствии с которым вышеназванная проектная документация соответствует «Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений» Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 г., перечню стандартов и сводов правил по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. № 1521, заданию на проектирование, не влияет на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не ухудшает условий эксплуатации здания и проживания людей, не создает угрозу жизни и здоровья (т. 1, л.д. 19-28).
Кроме того, административным истцом представлен в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга протокол № 2 от 15.11.2018 г. общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в форме заочного голосования по вопросу принятия решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и земельным участком - собственником помещения № 87 для обустройства отдельного входа из оконного проема квартиры на фасаде многоквартирного жилого дома для дальнейшего перевода в нежилой фонд, с приложениями (т. 1, л.д. 17-18, 145-146, 164-250; т. 2, л.д. 3-250; т. 3, л.д. 3-120).
Уведомлением от 08 апреля 2019 года № 04-19/мвк Администрация Приморского района Санкт-Петербурга сообщила об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации по причине несоответствия данного проекта перепланировки требованиям действующего законодательства со ссылкой на пункт 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, согласно которому не допускается расширение и пробивка проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий (т. 1, л.д. 142).
Административным ответчиком представлена выписка из протокола заседания районной межведомственной комиссии от 08.04.2019 г. № 04-19, в соответствии с которой в ходе рассмотрения было установлено, что представленная документация отвечает требованиям строительных норм и правил, соответствует действующему законодательству в сфере благоустройства, нормам жилищного законодательства, а также в проектных решениях отсутствуют отступления от требований пожарной безопасности (т. 1, л.д. 143 с оборотом).
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что МВК проверила соответствие проекта установленным требованиям, а также протокол общего собрания собственников. Данные документы были признаны надлежащими (т. 3, л.д. 123).
Согласно пунктам 3.12.5 и 3.12.36 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 г. № 1098, администрации районов Санкт-Петербурга уполномочены принимать в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, согласовывать в установленном порядке переустройство и перепланировку жилых помещений, а также осуществлять в установленном порядке иные полномочия в области переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а переустройство жилого помещения в соответствии с частью 1 названной статьи представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
В силу пункта 3 части 1 статья 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ, согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (далее - Правила).
Пунктом 1.7 Правил установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1 Правил).
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил).
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (пункт 1.7.3 Правил).
В силу статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.
Административный ответчик в ходе рассмотрения данного дела своим правом заявить ходатайство о назначении экспертизы не воспользовался.
Указание межведомственной комиссии Администрации Приморского района Санкт-Петербурге на несоответствие представленного проекта пункту 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не могло служить основанием для отказа в согласовании проекта в связи со следующим.
Пункт 4.2.4.9 Правил устанавливает требования к техническому обслуживанию и ремонту балконов, козырьков, лоджий и эркеров, в связи с чем запрет на расширение и пробивку проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий, содержащийся в указанном пункте Правил, относится только к случаям устройства проемов в стеновых панелях, сопряженных с названными строительными конструкциями.
Как следует из представленного на согласование проекта, устройство отдельного входа производится на месте существующего оконного проема, посредством демонтажа части подоконного пространства.
В данном случае пункт 4.2.4.9 Правил не может толковаться как исключающий возможность устройства проемов в несущих стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий на месте окон при условии соответствия выполненных работ требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также иным нормам строительного, санитарно-экологического и жилищного законодательства.
Таким образом, отказ Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 08 апреля 2019 года по указанному основанию не может быть признан законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 части 2 и пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания незаконными оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что проект перепланировки и переустройства квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, разработанный ООО «АРХИОПТЕРИКС», а также согласие собственников помещений многоквартирного дома на перепланировку и переустройство квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д. 49, корп. 2, кв. 87 проверены Администрацией Приморского района Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции и признаны надлежащими.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении требований административного иска суд не усматривает.
В порядке ст. 111 КАС РФ с Администрации Приморского района Санкт-Петербурга в пользу Белокур С.С. подлежат взысканию расходы на уплату госпошлины в размере 300 рублей (т. 1, л.д. 6).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 04-19/░░░ ░░ 08.04.2019 ░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░