УИД 05RS0012-01-2024-000629-04
Номер дела в суде первой инстанции №2-986/2024
Номер дела в суде второй инстанции №33-6799/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 9 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Сатыбалова С.К.,
судей Акимовой Л.Н., Шабровой А.А.,
при секретаре Хизриеве Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации ГО «<адрес>» по доверенности ФИО6 на решение Дербентского городского суда РД от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации ГО «<адрес>» об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор социального найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В обоснование искового заявления указано, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Его мать ФИО1 лишена родительских прав на основании решения Дербентского городского суда от <дата>.
Его отец ФИО2 лишен родительских прав на основании решения Дербентского городского суда от 08.10. 2013 года.
Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» от <дата> № над ним была установлена опека.
Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» от <дата> № он принят на учет граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки.
Вместе с тем, ответчик на момент подачи иска, жилье из специализированного фонда не предоставил.
Решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от <дата> исковые требования ФИО3, удовлетворены.
На администрацию ГО «<адрес>» возложена обязанность предоставить ФИО3, на территории <адрес> за счет средств городского бюджета во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
В апелляционной жалобе представитель администрации ГО «<адрес>» по доверенности ФИО6 просит решение Дербентского городского суда РД отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указано, что признание за ФИО3 права на внеочередное получения жилья по договору социального найма, нарушающает права других очередников.
ФИО3 не состоит на учете, как лицо страдающий тяжелыми хроническими заболеваниями, при которых в силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ, у него возникла бы право на получение внеочередном порядке жилого помещения по договору специализированного найма.
ФИО3 включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, правовых оснований предусмотренные ч.2 ст. 57 ЖК РФ в получении внеочередном порядке жилого помещения путем возложения на администрацию ГО «<адрес>» обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не имеется.
Стороны надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Принимая указанные обстоятельства во внимание, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело без сторон, не явившихся на судебное заседание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования ФИО3 суд руководствовался части 1 статьи 109.1 ЖК РФ, абз. 1,2 п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством, как лицо, оставшееся без попечения родителей специализированным жилым помещением не обеспечен.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда перовой инстанции.
Судом установлено, что постановлением главы администрации ГО «<адрес>» № от <дата> над ФИО3 установлена опека и опекуном назначена ФИО7
Постановлением главы администрации ГО «<адрес>» № от <дата> ФИО3, принят на учет по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из ответа начальника МБУ «Управления по жилищным вопросам» администрации ГО «<адрес>» № от <дата>, следует, что ФИО3 стоит в очереди под №.
Как установлено судом, ФИО3 значится зарегистрированным по адресу <адрес>, не имеет своего жилья.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из положений абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они: 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или 2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данной нормы, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме не ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Содержащееся в п.3 ст.8 ФЗ указанные на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка – определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц прав на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принимая во внимание указанные обстоятельства дела и нормы права, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований истца.
Доводы жалобы о том, что признание за ФИО3 права на внеочередное получения жилья по договору социального найма, нарушает права других очередников, ФИО3 не состоит на учете, как лицо страдающий тяжелыми хроническими заболеваниями, при которых в силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ, у нее возникла бы право на получение внеочередном порядке жилого помещения по договору специализированного найма, ФИО3 включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, правовых оснований предусмотренные ч.2 ст. 57 ЖК РФ в получении внеочередном порядке жилого помещения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривает предоставление указанной категории граждан жилого помещения в порядке очереди.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.