Решение по делу № 2-4082/2023 от 28.06.2023

Дело № 2-4082/2023

УИД 91RS0024-01-2023-003204-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                12 декабря 2023 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Щеповских А.Н., с участием помощника прокурора Ильченко Е.С., представителя ответчика Новиковой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации города Ялта Республики Крым, обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий Кирова» о возложении обязанности совершить определённые действия,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - отдел по курортам и туризму Администрации города Ялта Республики Крым, Департамент социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым, Акционерное общество «Санаторий «Золотой пляж»,

установил:

заместитель прокурора города Ялты Республики Крым, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском, уточнённым в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Ялта Республики Крым, обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий Кирова» (далее - ООО «Санаторий Кирова») о возложении обязанности обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно - пляжа общего пользования, расположенного по адресу: <адрес> и индивидуальным номером ЯЛ-57, в соответствии с №<номер> «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Пляжи, доступные для инвалидов», путём оборудования кабинки для переодевания специальными знаками, поручнями, крючками для одежды и вещей, размещенными на доступной высоте для людей на инвалидных колясках и кнопкой вызова помощи в соответствии с СП №<номер>; размещения перед входом на пляж или сразу после него в зоне расположения информационного узла, включающего информационное табло и информационный стенд, тактильно-визуальной или тактильно-звуковой схемы, выполненной в соответствии с ГОСТ Р №<номер>, с указанием расположения доступных пляжных объектов и доступных путей следования к ним.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения ответчиками требований соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой установлено невыполнение данных требований, а именно пляж общего пользования «Ливадийский» не оборудован для использования лиц с ограниченными возможностями.

В судебном заседании помощник прокурора Ильченко Е.С. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ООО «Санаторий Кирова» по доверенности Новикова С.Ю. в судебном заседании пояснила, что Общество является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку договор о благоустройстве пляжа общего пользования от <дата> №<номер> досрочно расторгнут на основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым от <дата> №<номер>-п.

Представитель ответчика Администрации города Ялта Республики Крым в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, представил письменный отзыв, согласно которому между Администрацией города Ялта Республики Крым и ООО «Санаторий Кирова» заключен договор о благоустройстве пляжа общего пользования от 18 апреля 2018 г., в соответствии с пунктом 2.4.16 которого Общество обязуется обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нем услугам. Кроме того, все действующие нормативно-правовые акты указывают на обязательства именно пользователей пляжа по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к месту отдыха. В связи с изложенным в удовлетворении иска к Администрации города Ялта Республики Крым просит суд отказать.

Третьими лицами при надлежащем извещении явка представителей в судебное заседание не обеспечена.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Администрации города Ялта Республики Крым и третьих лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (статья 3.1 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) обеспечивают инвалидам, в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Статьёй 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Из материалов дела следует, что <дата> Администрацией <адрес> Республики Крым (Администрация) и ООО «Санаторий Кирова» (пользователь) был заключён договор №<номер>, по которому Администрация предоставляет пользователю право на осуществление благоустройства пляжа (место расположения: <адрес>, пгт. Ливадия, пляж «Ливадийский» протяжённость береговой линии 233 м, площадь 0,2800 га), в том числе установку нестационарных объектов различного назначения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство. Срок действия договора - с <дата> по <дата>

Пунктом <дата> договора предусмотрено, что пользователь обязан обеспечить инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, и собак-проводников, условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нем услугам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о социально защите инвалидов.

Проведённой прокуратурой <адрес> проверкой с привлечением специалистов Департамента социальной политики Администрации <адрес> Республики Крым установлено, что пляж с наименованием «Ливадийский» и индивидуальным номером ЯЛ-57 условно доступен для посещения его лицами с ограниченными возможностями, условно доступен для инвалидов, продвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха, с нарушениями умственного развития, отсутствует обустройство пляжа для инвалидов на коляске.

Для обеспечения доступности для граждан, передвигающихся на креслах-колясках рекомендуется кабинка, оборудованная на пляже для переодевания, должна быть обозначена специальным знаком и быть достаточно просторной с учётом разворота инвалидной коляски, должна быть оборудована поручнями, крючками для одежды и вещей, размещёнными на доступной высоте для людей на инвалидных колясках и кнопкой вызова помощи. Для обеспечения полной доступности объекта для инвалидов с нарушениями слуха рекомендуется обеспечить размещение визуальной информации на пути, при входе и внутри объекта.

С учётом изложенного, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку состояние пляжа общего пользования нарушает требования положений статей 2, 3.1 Федерального закона № 181-ФЗ, статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации.

Исковое заявление предъявлено прокурором <адрес> в целях обеспечения конституционных прав неопределённого круга лиц, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.

При этом, заместитель прокурора <адрес> полагает, что обязанность по благоустройству пляжа является для ответчиков солидарной.

Вместе с тем, как установлено судом, постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от <дата> №<номер>-п досрочно расторгнут договор о благоустройстве пляжа общего пользования от <дата> №<номер>, заключенный между Администрацией <адрес> Республики Крым и ООО «Санаторий Кирова».

Федеральным законом № 181-ФЗ установлена обязанность разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Кроме того, в соответствии с пунктами 32, 36 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от <дата> утверждены правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии с пунктом 6.2.1.8 которых береговая зона пляжей должна быть оборудована проходными дорожками и другими удобствами для маломобильных групп населения, и обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам, расположенным на пляжной территории, и к предоставляемым услугам.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что Администрация <адрес> Республики Крым как собственник гидротехнических сооружений обязана создать условия для беспрепятственного доступа на пляж и к предоставляемым на нём услугам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Тогда как у ООО «Санаторий Кирова» в настоящее время такая обязанность отсутствует, оснований для солидарной ответственности в данном случае не имеется.

В связи с частичным удовлетворением иска в соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Администрации <адрес> Республики Крым в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой прокурор был освобождён в силу закона.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск заместителя прокурора <адрес> Республики Крым, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации <адрес> Республики Крым, обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий Кирова» о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить частично.

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым (ОГРН №<номер>, ИНН №<номер>) в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к месту отдыха и к предоставляемым в нем услугам, а именно - пляжа общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с ГОСТ №<номер> «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Пляжи, доступные для инвалидов», путём оборудования кабинки для переодевания специальными знаками, поручнями, крючками для одежды и вещей, размещенными на доступной высоте для людей на инвалидных колясках и кнопкой вызова помощи в соответствии с СП №<номер>; размещения перед входом на пляж или сразу после него в зоне расположения информационного узла, включающего информационное табло и информационный стенд, тактильно-визуальной или тактильно-звуковой схемы, выполненной в соответствии с ГОСТ Р №<номер> с указанием расположения доступных пляжных объектов и доступных путей следования к ним.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Администрации <адрес> Республики Крым (ОГРН №<номер>, ИНН №<номер>) в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. В этот же срок на решение прокурором может быть принесено представление.

Судья                                        О.И. Кулешова

Решение суда изготовлено

в окончательной форме <дата>

2-4082/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель прокурора города Ялты Республики Крым
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
ООО " Санаторий Кирова"
Другие
Департамент социальной политики администрации г. Ялта Республики Крым
Отдел по курортам и туризму Администрации г. Ялта Республики Крым
Акционерное общество "Санаторий "Золотой пляж"
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кулешова Оксана Игоревна
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
28.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2023Передача материалов судье
05.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее