Решение по делу № 2-1538/2023 от 03.04.2023

Дело № 2-1538/2023

УИД 59 RS0011-01-2023-001389-97

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники      27 апреля 2023 года

Березниковский городской суд Пермского края

в составе судьи С.А.Мардановой,

при секретаре К.В. Плотниковой,

с участием истца Т.А. Стариковой,

представителя ответчика Е.Н. Пенжуляк, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Стариковой Т.А. к Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермскому краю о взыскании невыплаченных денежных суммы при оплате отпуска, денежной компенсации, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

истец Старикова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 России по Пермскому краю о взыскании задолженности по заработной плате, взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что истец проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю с ....., с ..... - в должности ..... на основании приказа Инспекции от ..... , с ..... - в должности ..... на основании приказа Инспекции от ..... , с ..... - в должности ..... на основании приказа Инспекции от ..... . С ней был заключен служебный контракт. Приказом УФНС России по Пермскому краю от 16 июня 2022 года № 02-04/107 «О структуре Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермскому краю», Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Пермскому краю была реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермскому краю. Приказом от 09 сентября 2022 года № 01-10/208 Межрайонной ИФНС № 2 по Пермскому краю служебный контракт с истцом расторгнут ..... на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в связи с сокращением должности гражданской службы. Истец, ссылаясь по нормы вышеуказанного Федерального закона, указывает, что ответчик при расчете ежегодного оплачиваемого отпуска за ..... год не включил суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, выплаченные ей в течение 12 месяцев, предшествовавших наступлению отпуска. Как следует из расчетных листков, истцу выплачено в счет оплаты отпуска в ..... года ..... руб., в ..... года – ..... руб. без учета средств материального стимулирования. Из пункта 9 служебного контракта следует, что денежное содержание государственного служащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, месячного оклада за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Также на основании п. 10 указанных контрактов, гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, ссылаясь на нормы права, истец считает, что материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, которые необходимо учитывать при расчете сумм ежегодного отпуска. Согласно расчету истца, ответчик не оплатил ей время отпуска в ..... году в общей сумме 69 521, 65 руб. Данная сумма должна быть выплачена с учетом положений ст. 236 ТК РФ, денежная компенсация по расчету истца составляет 39 305,56 руб. В результате неисполнения ответчиком своих обязательств истцу были причинены нравственные страдания, связанные с невозможностью получить оплату труда в полном объеме, оценивает моральный вред в сумме 50 000 руб. Просит суд взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 России по Пермскому краю в свою пользу указанные суммы.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным доводам, согласилась с расчетом задолженности по оплате отпускных за ..... год, представленным ответчиком. Против доводов ответчика о пропуске срока исковой давности возражала, полагает, что срок не пропущен, поскольку его следует исчислять с момента прекращения служебного контракта, когда ей достоверно стало известно о том, что работодатель не намерен выплачивать ей отпускные с учетом средств материального стимулирования. В случае, если суд сочтет срок пропущенным, просила его восстановить, признав причины пропуска срока уважительными, так как она, будучи на государственной службе доверяла работодателю, она полагала, что в течение всего срока службы возможно рассчитывать на урегулирование разногласий по начислению заработной платы, и работодатель произведет выплаты в добровольном порядке. Получив окончательный расчет при увольнении в соответствии с ч. 1 ст. 140 ТК РФ, она обратилась в суд за разрешением возникшего спора в предусмотренный статьей 392 ТК РФ срок.

Представитель ответчика Пенжуляк Е.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Полагает, что материальное стимулирование является самостоятельным видом выплат, и не относится к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания федерального государственного служащего территориального органа ФНС России. Кроме того, указала, что Стариковой Т.А. пропущен срок для обращения с исковыми требованиями о взыскании оплаты периодов отпусков за ..... год, что является самостоятельным основанием для отказа в иске Так же считает, что отсутствуют основания для взыскания в пользу истца денежной компенсации за нарушение сроков выплат, поскольку, материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленной заработной платы не предусмотрена законодательством. Поскольку работодателем не допущено нарушений прав истца, не имеется оснований для взыскания морального вреда.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Старикова Т.А. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю с ....., в том числе, с ..... по ..... в должности ....., с ..... по ..... – в должности ....., в период с ..... по ..... в должности ...... ..... истец уволена со службы на основании п.8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

    В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Березниковского городского суда от ..... установлено, что Стариковой Т.А. в период прохождения службы в составе оплаты труда производились выплаты материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Однако данные выплаты не учитывались ответчиком при расчете среднего заработка для оплаты компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, а также иных выплат, исчисленных из расчета среднего заработка. Суд, разрешая спор, установил факт нарушения прав истца, частично удовлетворил исковые требования, взыскав с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Пермскому краю в пользу Стариковой Т.А. компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере ..... рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере ..... рублей, задолженность по оплате отпуска за ..... год в размере ..... рублей, задолженность по оплате отпуска за ..... год в размере ..... рублей, проценты за нарушение выплат за период с ..... по ..... в размере ..... рублей, компенсацию морального вреда в размере ..... рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от ..... решение суда от ..... оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермскому краю – без удовлетворения.

Судом установлено, что истцу в ..... году предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск с ..... по ....., оплата отпуска произведена в сумме ..... руб. .....; с ..... по ....., оплата отпуска произведена в сумме ..... руб. ..... на основании соответствующих приказов.

При этом, при расчете отпускных ответчиком не были учтены суммы материального стимулирования и дополнительного материального стимулирования, выплаченные в течение 12 месяцев, предшествовавших началу отпусков, что подтверждается представленным ответчиком расчетом и расчетными листками о начисленной истцу заработной плате за период с ..... года по ..... года.

В силу статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

    В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

    Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Частью 2 статьи 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

    Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

    Исходя из системного толкования приведённых правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

    Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

    Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ).

    К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ).

    В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

    Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

    При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ).

    В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

    Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

    Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

    Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых предусмотрено материальное стимулирование гражданских служащих.

    Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 № 238-7.

    Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что выплаченное Стариковой Т.А. материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.

    С учетом изложенного суд приходит к выводу, что выплаченное за соответствующий период (с ..... года по ..... года при оплате отпуска в ..... года и с ..... по ..... года при оплате отпуска в .......... года) истцу материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты времени отпуска в ..... году. Не включение в расчет среднего заработка данных сумм при расчете оплаты отпуска является нарушением прав истца на полную и своевременную выплату заработной платы.

В судебном заседании ответчиком предоставлен расчет требуемых истцом сумм с учетом выплаченного материального стимулирования. Судом расчет проверен, признан верным. Истец в судебном заседании выразила согласие с данным расчетом.

Вместе с тем, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованием о взыскании оплаты отпуска за ..... год.

Разрешая данное ходатайство, суд приходит к выводу, что оно является обоснованным.

Согласно ч.17 ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

В силу ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Суд не может согласиться с доводом истца о том, что спорные отношения носят длящийся характер, а потому срок для обращения в суд следует исчислять с момента прекращения трудовых отношений (.....).

Для признания длящимися нарушения работодателем трудовых прав работников при рассмотрении спора по иску о взыскании заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата должна быть начислена, но не выплачена.

Между тем, в настоящем деле ответчик не признает, что имеются основания для взыскания оплаты отпуска за ..... год, заявленные истцом к взысканию суммы ответчиком не начислялись, а потому нет оснований для признания спорных правоотношений длящимися. Соответственно, срок давности следует исчислять с даты получения соответствующих выплат.

Таким образом, о нарушении своих прав при оплате отпуска в ..... года истец должна была узнать ....., следовательно, срок для обращения в суд за защитой нарушенного права истец ...... О нарушении своего права при оплате отпуска в .......... года истец должна была узнать ....., следовательно, срок для обращения в суд истек ......

Вместе с тем, истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока. В обоснование данного ходатайства она указывает, что, продолжая свою службу у ответчика, она вправе была рассчитывать в течение всего этого срока на добровольное урегулирование спорного вопроса. И только в момент увольнения, получив в соответствии со ст. 140 ТК РФ окончательный расчет, она поняла, что выплата отпускных не будет произведена, после чего обратилась в суд в течение предусмотренного ч. 2 ст. 392 ТК РФ срока.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» установлено, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 ТК РФ).

Оценивая обстоятельства дела, суд полагает возможным восстановить пропущенный истцом срок давности для обращения в суд с заявленным требованием, поскольку истец, находясь в длительных служебных отношениях с ответчиком, будучи более слабой стороной данных отношений, вправе была рассчитывать на восстановление работодателем ее прав в добровольном порядке. При таких обстоятельствах, суд соглашается с мнением истца о том, что пропущенный ей срок может быть восстановлен.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию не выплаченные суммы оплаты времени отпуска согласно представленному ответчиком расчету – в размере 69 251,43 руб., поскольку данный расчет является арифметически верным и соответствует требованиям ст. 139 ТК РФ.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что ответчиком обязанность по оплате труда своевременно и в полном объеме не исполнена, требование истца о взыскании денежной компенсации в связи с задержкой выплаты заработной платы является обоснованным. Расчет денежной компенсации, произведенный ответчиком, является правильным, выполнен с учетом периодов просрочки и ставки банковского процента, действовавшей в соответствующий период, истец выразила согласие с данным расчетом. Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация по правилам ст. 236 ТК РФ в сумме 33 982,25 руб.

Истцом заявлено требование о компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового спора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку судом достоверно установлено нарушение ответчиком трудовых прав истца на полную и своевременную выплату заработной платы, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истцов, значимость нарушенного права, степень вины ответчика, степень причиненных истцу нравственных страданий, в том числе, в связи с необходимостью обращения в суд за защитой своих трудовых прав, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 2 000 руб. В остальной части суд признает данные требования чрезмерно завышенными.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Стариковой Т.А. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

взыскать в пользу Стариковой Т.А. с Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермскому краю задолженность по оплате отпуска за 2020 год в сумме 69 251,43 руб., денежную компенсацию в размере 33 982,25 руб., компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (.....).

Судья подпись С.А. Марданова

Копия верна, судья

2-1538/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Старикова Татьяна Анатольевна
Ответчики
Межрайонная ИФНС № 11 по Пермскому краю
Суд
Березниковский городской суд Пермского края
Судья
Марданова С.А.
Дело на странице суда
berezn.perm.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023Дело оформлено
27.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее