Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2019 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Копыловой Н.В.
при секретаре Кайшевой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному иску Широкова ФИО12 и Широковой ФИО13 к администрации г.Пензы о признании незаконными уведомлений об отказе в согласовании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства
УСТАНОВИЛ:
Широков С.В. и Широкова Л.А. обратились в суд с вышеназванным иском, в обоснование ссылаясь на то, что являются наряду с Широковой Е.В. и Широковой Т.В. сособственниками жилого дома площадью 183,1 кв.м и земельного участка площадью 2201 кв.м., расположенных по адресу: Адрес . Имея намерение произвести реконструкцию жилого дома на два самостоятельных, они обратились в администрацию г. Пензы, подав уведомления о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Уведомлениями № 2-14р-2053 и № 2-14р-2066 от 29.12.2018 года администрация г. Пензы отказала в согласовании реконструкции, ссылаясь на несоответствие площади земельного участка градостроительным регламентам и отсутствие согласия всех сособственников на реконструкцию.
Считают данный отказ незаконным, поскольку земельный участок был сформирован администрацией г. Пензы и передан в собственность в 2007, т.е. до утверждения Правил землепользования и застройки г. Пензы, утв. Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5, которым установлена максимальная площадь земельного участка в зоне малоэтажной застройки-1500 кв.м.
Просят признать незаконными уведомления № 2-14р-2053 и № 2-14р-2066 от 29.12.2018 и обязать административного ответчика повторно рассмотреть их уведомления о планируемой реконструкции жилого дома.
В судебное заседание административные истцы не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных истцов по доверенности Кудрявцев А.И. исковые требования поддержал.
Представитель администрации г. Пензы Кормишин А.Э. исковые требования не признал, пояснив, что реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства должна производится в соответствии с действующим градостроительным законодательством. П.9 ст.36 Градостроительного Кодекса исключает возможность реконструкции объекта, которые не соответствуют градостроительному регламенту. Правилами землепользования и застройки г. Пензы установлена максимальная площадь земельного участка, позволяющая строительство индивидуального жилого дома, составляющая 1500 кв.м. Соответственно, реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства возможна только после приведения земельного участка в соответствие с градостроительным регламентом.
Заинтересованные лица Широкова Е.В. и Демидова Т.В. полагали иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия ( бездействия) незаконными, если признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании установлено, что Широков С.В., Широкова Л.А., Широкова Е.В. и Демидова Т.В. являются сособственниками земельного участка площадью 2201 кв.м. ( кадастровый Номер ) и расположенного на нем жилого дома по адресу: Адрес .
22.12.2018 года административными истцами в администрацию г. Пензы направлены уведомления о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.( л.д.17-22)
Уведомлениями № 2-14р-2053 и № 2-14р-2066 от 29.12.2018 в согласовании реконструкции отказано по тем основаниям, что: 1) спорный земельный участок, расположенный в зоне малоэтажной застройки 1-3 этажа ( Ж-1), имеет площадь превышающую максимально допустимую площадь для указанной зоны, установленную Правилами землепользования и застройки г. Пензы, утв. Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5, и составляющую 1500 кв.м; 2) уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок ввиду отсутствия согласия на реконструкцию всех сособственников объекта индивидуального жилищного строительства. ( л.д.23-24).
В соответствии со ст.263 Гражданского Кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) с указанием необходимых сведений и приложением необходимых документов ( часть 1 и 3).
Согласно ч. 7 ст.51.1 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно п.10 указанной статьи уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. ( ч.2)
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.( ч.3)
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами( абз.6 ч.4).
Принадлежащий административным истцам земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пензы, утв. Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 территориально отнесен к зоне Ж-1 ( зона малоэтажной застройки 1-3 этажа).
Указанным градостроительным регламентом установлены параметры застройки для индивидуальных жилых домов, в том числе установлена максимальная площадь земельного участка-1500 кв.м.
Поскольку принадлежащий административным истцам земельный участок, на котором планируется реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, превышает установленную градостроительным регламентом максимально допустимую площадь земельного участка для соответствующей территориальной зоны, у администрации г. Пензы в соответствии с п.10 ст.51.1 Градостроительного Кодекса РФ имелись предусмотренные законом основания для направления уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Довод административных истцов относительно того, что спорный земельный участок под индивидуальную жилищную застройку был предоставлен в собственность в 2007 году, т.е. до введения в действие Правил землепользования и застройки города Пензы, как основание незаконности действий административного ответчика, является несостоятельным.
В соответствии с частями 1,3 ст.36 Градостроительного Кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного Кодекса РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на нем объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента и приобретение административными истцами земельного участка в собственность до введения градостроительного регламента не освобождает их от соблюдения требований действующего на момент обращения с уведомлением градостроительного регламента.
Ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ допускает использование ранее предоставленного земельного участка или объекта капитального строительства без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом в силу ч.9 этой же статьи реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
Что касается второго основания, по которому административным истцам было отказано в согласовании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, то суд находит его несоответствующим требованиям п.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, содержащим исчерпывающий перечень оснований для выдачи уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Указанное администрацией г. Пензы основание ( уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок) не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку административные истцы, подавшие уведомление о планируемой реконструкции, являются правообладателями земельного участка, на котором планируется реконструкция, а отсутствие согласия других сособственников жилого дома и земельного участка на реконструкцию не является основанием для отказа в согласовании реконструкции по основанию, предусмотренному пп.3 п.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не влечет незаконности уведомления в целом.
Поскольку административным ответчиком правомерно отказано в согласовании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, оснований для удовлетворения заявленных исковые требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Широкова ФИО10 и Широковой ФИО11 о признании незаконными уведомлений № 2-14р-2053 от 29.12.2018 и № 2-14р-2066 от 29.12.2018 об отказе в согласовании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 6 мая 2019 года.
Судья: Н.В. Копылова