Дело № 2а-561/2022
УИД 21RS0023-01-2021-008734-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2022 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Хмыровой А.А.,
с участием помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Васильевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в последующем уточнив его, в котором просил признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта адрес информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокурорской проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлен сайт адрес на котором размещена информация о способах обмана (остановки) приборов учета коммунальных услуг, продажа приборов учета с устройством, позволяющих остановить учет потребляемых коммунальных ресурсов.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Московского района г. Чебоксары Васильева Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, вновь привела их суду, просила удовлетворить иск.
От представителя заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу поступил письменный отзыв, в котором содержится просьба рассмотреть дело без участия представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, огласив письменный отзыв заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет – провайдеров, попадает в сферу регулирования ФЗ № 149.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).
Частью 6 статьи 10 указанного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 того же Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу части 1 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Жилищному кодексу РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с требованиями законодательства потребитель не вправе самовольно нарушить пломбы на приборах учета и в местах подключения и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу приборов учета.
Установка различных устройств, останавливающих работу приборов учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое предусмотрена административная (ст. 7.27 КоАП РФ) и уголовная (ст.ст.158 УК РФ, 165 УК РФ) ответственность.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, на странице сайта адрес информация о способах обмана (остановки) приборов учета коммунальных услуг, продажа приборов учета с устройством, позволяющих остановить учет потребляемых коммунальных ресурсов.
Вход на вышеуказанную страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, сгенерированных модераторами. Ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой пользователь телекоммуникационной сети Интернет с устройства, имеющего доступ в сеть. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен.
Изложенное подтверждается актом проверки помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата
Таким образом, имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на указанном сайте.
Сведений о владельцах сайта в материалах дела не имеется.
Таким образом, поскольку указанная информация противоречит целям и задачам действующего законодательства о противодействии коррупции, подрывает основы конституционного строя, потворствует совершению коррупционных правонарушений в указанной сфере, препятствует надлежащему осуществлению деятельности по выдаче медицинских справок в порядке, предусмотренном законодательством РФ, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 того же закона основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 5.1.7 положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
До настоящего времени вышеуказанный сайт в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не внесен.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице адрес, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья | Н.В. Архипова |