Дело № 2-1872/2020
УИН 75RS0002-01-2020-002646-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2020 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Рахимовой Т.В.,
при секретаре Куйдиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепанова А. Ф. к в/ч 21250-В о признании ребенка членом семьи военнослужащего,
установил:
Черепанов А.Ф. обратился с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что на его полном обеспечении находится дочь супруги – К.З.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая проживает совместно с Черепановым А.Ф. одной семьей, вселена в качестве члена семьи, имеет равные права и обязанности с иными членами семьи. В связи с необходимостью получения социальных и иных гарантий и компенсации по линии военной службы истец просит признать К.З.А. членом семьи военнослужащего.
В судебном заседании истец Черепанов А.Ф., третье лицо Черепанова Е.В. поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика в/ч 21250-В Хачатрян Л.С. также не возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица – ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Денисюк Л.А. представила письменные возражения, в которых указала, что несовершеннолетняя З в соответствии с требованиями Федерального закона «О статусе военнослужащих» не может быть признан членом семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации. Его родители являются трудоспособными совершеннолетними гражданами, родительских прав не лишены, отец должен оплачивать алименты согласно судебному приказу, мать также имеет обязательства по содержанию своей дочери.
По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что К.З.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является дочерью К.А.В и Крюковой (в настоящее время – Черепановой) Е. В.. Брак между данными лицами расторгнут, отец уплачивает алименты на содержание дочери, что установлено из объяснений Черепановой Е.В.
ДД.ММ.ГГГГ между Крюковой Е.В. и Черепановым А.Ф. заключен брак.
От брака стороны имеют совместного ребенка – Ч.Н.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Истец Черепанов А.Ф. проходит военную службу по контракту в ВС РФ в войсковой части 21250-В с 13.03.2020 по настоящее время.
Поскольку Черепанов А.Ф. в связи с прохождением военной службы по контракту имеет определенные социальные льготы и гарантии, предусмотренные ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяющиеся, в том числе, на членов семьи военнослужащего, он обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что несовершеннолетняя дочь Черепановой Е.В. – З в течение длительного времени проживает с ним и совместным несовершеннолетним ребенком, вселена в ранее занимаемое жилое помещение в качестве члена семьи, он занимается ее воспитанием, лечением и реабилитацией в связи с наличием в нее редкого и тяжелого заболевания, статуса ребенка-инвалида.
В силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 2 указанного Федерального закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 25 и 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
По смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации для признания названной категории лиц членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи (применительно к позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.01.2019 N 47-КГ18-17, 14.10.2014 №59-КГ14-7, от 07.07.2015 №5-КГ15-50, определении Конституционного Суда РФ от 28.11.2019, кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2019 №8Г-1214/2019 (88-751/2019)).
Суд на основании представленных в дело доказательств (сведения о регистрации по месту жительства при в/ч совместно со З, согласие на сопровождение и лечение, телеграммы, квитанций об оплате лечения и медицинских обследований, чеков о приобретении продуктов питания и канцелярских принадлежностей), в том числе свидетельских показаний М.Е.В., приходит к выводу что З вселена в жилое помещение Черепановым А.Ф. в качестве члена его семьи. Служебным жильем по месту службы он в настоящее время не обеспечен, поэтому он снимает жилое помещение, в том числе по причине необходимости наличия у каждого из детей, имеющих особенности в развитии и состоянии здоровья (сын Н. также относится к категории «ребенок-инвалид»), жилой площади. При прохождении службы в <адрес> З также была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи.
Суд также полагает доказанным, что З фактически состоит на содержании истца - в семье наличествует единый бюджет, несутся общие расходы на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования. Все расходы на содержание З, ее лечение, обследование, реабилитацию, проезд к месту отдыха и обратно несет именно истец (что подтверждается содержанием чеков об оплате с банковской карты истца, исследованной в судебном заседании). При этом Черепанова Е.В. не работает, осуществляет уход за детьми, что подтверждается оригиналом трудовой книжки, исследованной в судебном заседании, и показаниями допрошенного свидетеля. Со слов третьего лица Черепановой Е.В. алименты на содержание дочери составляют ежемесячно около 10 000 руб., что недостаточно для содержания дочери, которой требуется дорогостоящее лечение и медицинские обследования, часть из которых не проводятся в Забайкальском крае, а часть возможно пройти только платно.
Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 названной Инструкции при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях представляются копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи - граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Как следует из существа заявленных Черепановым А.Ф. требований, иск о признании З членом его семьи, подан в целях реализации права на получение служебного жилого помещения большей площади, что подтверждено им в судебном заседании.
При такой ситуации суд полагает необходимым иск удовлетворить.
Руководствуясь статьей 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Черепанова А. Ф. удовлетворить.
Признать К.З.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р., членом семьи военнослужащего Черепанова А.Ф.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Рахимова
Решение в окончательном виде изготовлено 30.09.2020.