Дело № 3а-1/2020
(3а-56/2019)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 января 2020 года г. Горно-Алтайск
Верховный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего - Имансакиповой А.О.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ануфриевой Н.В. к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Ануфриева Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости. Требование мотивировано тем, что административному истцу в аренду на основании договора аренды земельного участка от 06 мая 2019 года №7 предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 5 251 712 рублей 60 копеек. Согласно отчету об оценке № от 16 августа 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2016 года составила 1 290 000 рублей. В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка, которая значительно превышает рыночную стоимость, применяется для расчета суммы арендной платы, просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Участвующие в административном деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Как следует из материалов дела, Ануфриева Н.В. является арендатором земельного участка, находящегося в собственности Майминского сельского поселения, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от 06 мая 2019 года №7.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 сентября 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена по состоянию на 01 января 2016 года и определена в размере 5 251 712 рублей 60 копеек.
Из представленного Ануфриевой Н.В. отчета об оценке ООО «Бюро оценки и консалтинга» № от 16 августа 2019 года следует, что по состоянию на 01 января 2016 года стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составила 1 290 000 рублей.
Однако, представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (далее - ФСО) №7.
Так, выводы оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка сделаны на основе сравнительного подхода, однако в нарушение п. 11 ФСО №7 при расчете стоимости земельного участка выполнен анализ рынка недвижимости не в рамках одного района Республики Алтай, взяты объекты-аналоги из Майминского района, Турочакского района Республики Алтай, г.Бийска Алтайского края.
Таким образом, представленный административным истцом отчет об оценке не может быть принят судом во внимание в качестве допустимого доказательства.
По ходатайству административного истца при наличии возникших сомнений относительно достоверности представленного отчета об оценке, судом назначена судебная оценочная экспертиза с целью установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на дату установления его кадастровой стоимости – 01 января 2016 года.
Лица, участвующие в деле, относительно проведения судебной оценочной экспертизы не возражали.
Согласно заключению проведенной по делу судебной оценочной экспертизы № от 27 декабря 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 1 480 400 рублей.
Суд относит данное судебное заключение эксперта к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Заключение выполнено компетентным экспертом-оценщиком, имеющим опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленный судом перед экспертом вопрос. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доказательств, свидетельствующих об ошибочности суждений эксперта и опровергающих правильность выводов судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, суду не представлено. С ходатайствами о назначении дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались.
На основании вышеизложенного суд принимает заключение эксперта № от 27 декабря 2019 года в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2016 года.
В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, суд считает необходимым определить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в экспертном заключении № от 27 декабря 2019 года, в сумме 1 480 400 рублей.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью спорного земельного участка, определенной в заключении судебной экспертизы на ту же дату, суд полагает, что требование Ануфриевой Н.В. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 178, 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Ануфриевой Н.В. к Министерству экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, поданное в суд 28 октября 2019 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 1 480 400 (один миллион четыреста восемьдесят тысяч четыреста) рублей равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный суд Республики Алтай.
Судья А.О. Имансакипова