Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магистральный 23 сентября 2020 года
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Антоневич М.Ф.,
при секретаре Стригун С.Е.,
с участием помощника прокурора Слесаревой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-313/2020 по административному исковому заявлению прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Ключевского сельского поселения, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, находящихся в собственности, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области (далее по тексту – прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие администрации Ключевского сельского поселения, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности Ключевского муниципального образования, и возложении обязанности в срок до 01.01.2021г. заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере водоснабжения и теплоснабжения на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области. Установлено, что с 01.08.2019 года на территории Ключевского сельского поселения услуги по теплоснабжению оказывает ООО «ИнвестЭнерго» на основании договора аренды муниципального имущества. В нарушение требований ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», частями 1 и 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении, частями 1и 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении данные договоры о безвозмездном пользовании, предусматривающих переход права пользования в отношении муниципального имущества, заключены договора аренды без проведения конкурса или аукциона на право заключения этих договоров, тогда как в отношении таких объектов может быть заключено только концессионное соглашение. Полагает, что указанное бездействие по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения нарушает права граждан – населения поселения на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, имуществу, может возникнуть угроза срыва отопительного периода 2020-2021г.г.
В судебном заседании помощник прокурора Слесарева А.Ю. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель администрации Ключевского сельского поселения в судебное заседание не явился.
Глава Администрации просила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. ст. 60, 61 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного закона, к вопросам местного значения, в том числе, отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции Закона № 279) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2010 N 152-ФЗ)
В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона «О теплоснабжении» и частью 3 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного объекта таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Судом установлено, что в собственности Ключевского сельского поселения имеются объекты, входящие в комплекс объектов теплоснабжения, что выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Также судом установлено, что указанное имущество имеет срок ввода в эксплуатацию более 5 лет.
Указанное имущество в виде комплекса в целях решения вопроса местного значения в обеспечении поселения коммунальными услугами передано по договору аренды № от 01.08.2019г. ООО «ИнвестЭнерго» во временное пользование с 01.08.2019г., в нарушение указанных выше требований закона, без заключения концессионных соглашений.
При этом суд считает, что доказательств того, что административный ответчик не бездействовал, суду в соответствии со ст. 62 КАС РФ, не представлено.
Бездействие администрации Ключевского сельского поселения по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, причинение вреда их жизни и здоровью вследствие угрозы срыва отопительного периода, поскольку передача указанных объектов муниципальной собственности без проведения конкурсных процедур препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, его реконструкции, приводит к его ненадлежащему содержанию, препятствует развитию конкуренции.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В связи с чем, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, необходимо признать незаконным бездействие администрации Ключевского поселения, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности, и обязать заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов в срок до 01 января 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ключевского сельского го поселения, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности Ключевского муниципального образования.
Обязать администрацию Ключевского сельского поселения заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности, в срок до 01 января 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Полное мотивированное решением изготовлено 28.09.2020г.
Председательствующий М.Ф. Антоневич