Судья Дульцева Л.Ю.
Дело №33а-10263/2021;
№2а-3924/2021
УИД 59RS0004-01-2021-005954-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Никитиной Т.А.
судей Котельниковой Е.Р., Шалагиновой Е.В.
при секретаре Греховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14 сентября 2021 года административное дело по апелляционной жалобе Капустиной Люции Рафкатовны на решение Ленинского районного суда Пермского края от 30 августа 2021 года, которым
Капустиной Люции Рафкатовне отказано в удовлетворении административного иска к Избирательной комиссии Пермского края о признании бездействия незаконным.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., объяснения представителя административного ответчика Избирательной комиссии Пермского края Логинова А.С., заключение прокурора прокуратуры Пермского края Третьяковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Капустина Л.Р. обратилась в суд с административным иском к Избирательной комиссии Пермского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в игнорировании ее ходатайства от 27.07.2021.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Капустина Л.Р. Указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом неправильно применены нормы материального, процессуального права, неправильно истолкован закон и нарушены нормы процессуального права.
Административный истец Капустина Л.Р. в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассматривать дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Пермского края Логинов А.С. против отмены решения суда возражал.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 27.07.2021 Капустина Л.Р. обратилась в Избирательную комиссию Пермского края с ходатайством о регистрации ее в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Пермскому краю – Чусовской одномандатный избирательный округ ** без предъявления подписных листов с подписями избирателей, либо в целях защиты жизни и здоровья граждан ввиду их непосредственной угрозы в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора просила предоставить бесплатные помещения, уличные конструкции с мебелью для размещения сборщиков подписей в количестве 150 штук (л.д. 3-11).
30.07.2021 Избирательной комиссией Пермского края в адрес Капустиной Л.Р. направлен ответ № 01-11/2412, о том, что в силу ч.1 ст.44 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» необходимым условием регистрации кандидата является поддержка их выдвижения избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Вместе с подписными листами с подписями избирателей в соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 20-ФЗ кандидат обязан представить: протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 15 ст. 45 настоящего Федерального закона; список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 8 ст. 45 настоящего Федерального закона. Введенный в Пермском крае режим повышенной готовности не препятствует кандидатам осуществлять сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, предусмотренный Федеральным законом № 20-ФЗ. Избирательные комиссии не наделены полномочиями по обеспечению и предоставлению кандидатам условий для сбора подписей избирателей, в том числе по предоставлению помещений. В связи с указанными обстоятельствами у Избирательной комиссии Пермского края не имеется правовых оснований для принятия решений указанных в обращении (л.д.39-40).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При этом суд исходил из того, что незаконного бездействия Избирательной комиссией Пермского края допущено не было, поскольку ходатайство Капустиной Л.Р. от 27.07.2021 рассмотрено, о чем 30.07.2021 ей направлен соответствующий ответ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 №67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Из анализа представленных документов, позиции сторон следует, что предметом оспаривания является бездействие Избирательной комиссии Пермского края, разрешение которого относится к компетенции районного суда.
Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2021 № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации нового созыва» на 19.09.2021 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29 Федерального закона от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в полномочия окружной избирательной комиссии входит регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу.
В силу п.2 ч.2 ст.47 Федерального закона от 22.02.2014 №20-ФЗ, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, также представляет подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок. Порядок сбора подписей установлен положениями ст.45 Федерального закона от 22.02.2014 №20-ФЗ.
Из положений приведенных выше норм следует, что обязанность по организации сбора подписей и представлению их в избирательную комиссию лежит на кандидате. Поскольку на Избирательную комиссию Пермского края нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии, обязанность по организации сбора подписей в поддержку кандидата не возложена, следовательно, при рассмотрении ходатайства Капустиной Л.Р. от 27.07.2021 о предоставлении ей условий для сбора подписей избирателей бездействия не допущено. Ходатайство по существу рассмотрено, о чем 30.07.2021 дан мотивированный ответ.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 09.09.2021 №184/01-3 Капустиной Л.Р., выдвинутой в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу «Пермский край – Чусовской одномандатный избирательный округ **», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Решением Пермского краевого суда от 13.08.2021, вступившим в законную силу 26.08.2021, Капустиной Л.Р. отказано в удовлетворении административного иска о признании указанного Постановления незаконным. Принятие Избирательной комиссией Пермского края решения по заявлению Капустиной Л.Р. о регистрации кандидатом, свидетельствует об отсутствии бездействия по исполнению комиссией возложенных на нее функций.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что вывод суда первой инстанции об отсутствии незаконного бездействия со стороны Избирательной комиссии Пермского края является правильным и обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела; судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, решение Ленинского районного суда г.Перми следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 30 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Капустиной Люции Рафкатовны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/