К О П И Я
Дело №2-435/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего : судьи Бычковой Е.А.,
при секретаре : Злобиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке
19 марта 2018 года
гражданское дело по иску прокурора Новокузнецкого района к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Новокузнецкого муниципального района о понуждении к совершению действий по устранению нарушений антитеррористического законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Новокузнецкого района Кемеровской области обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Новокузнецкого муниципального района о понуждении к совершению действий по устранению нарушений антитеррористического законодательства, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства, в результате которой выявлены нарушения требований законодательства в деятельности МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа», выразившиеся в частичном ограждении по периметру школы, что грубо нарушает права и законные интересы обучающихся детей, педагогического и технического персонала на безопасное нахождение в образовательном учреждении; противоречит требованиям п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.
На основании изложенного, МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» следует обязать оградить территорию участка школы по <адрес> в <адрес> <адрес> с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях; Управление образования администрации Новокузнецкого муниципального района обязать выделить денежные средства на ограждение участка МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, установив ответчикам срок для выполнения указанных действий.
Требование прокурора о понуждении ответчиков к совершению действий по устранению нарушений законодательства в сфере антитеррористической безопасности основаны на праве прокурора обратиться в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних обучающихся, не обладающих гражданско-процессуальной дееспособностью, не способных самостоятельно защитить свои права и отстаивать собственные интересы.
В судебном заседании пом.прокурора ФИО3 исковые требования просила удовлетворить в полном объеме, также просила суд установить ответчикам срок для устранения выявленных нарушений.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» ФИО4 исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика – Управления образования администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица - Территориального отдела в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежаще.
Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ст.2 и п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Противодействие терроризму как деятельность органов местного самоуправления по устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма. Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования (п.3 ст.5).
В соответствии с п.2 ч.б ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28). Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч,1 ст.41).
Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе, от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Кроме того, положения, предусмотренные п.1 ст.28 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 03.07.2016) возлагают на образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, обязанности по исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.В соответствии с п. 3.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория общеобразовательной организации должна быть ограждена забором и озеленена.
В судебном заседании установлено, прокуратурой района проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства, в результате которой выявлены нарушения требований законодательства в деятельности МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа», выразившиеся в частичном ограждении школьного участка по периметру школы, что грубо нарушает права и законные интересы обучающихся детей, педагогического и технического персонала на безопасное нахождение в образовательном учреждении; противоречит требованиям п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Согласно п. 3.2 Устава МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» по организационно-правовой форме относится к муниципальным бюджетным учреждениям, по типу - к образовательным учреждениям. В силу п. 8.1 Устава, имущество МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» закрепляется за школой на праве оперативного управления, а в силу п. 8.3 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется в виде субсидий муниципального бюджета Новокузнецкого района в соответствии муниципальным заданием.
В соответствии с п. 3.3 Устава функции учредителя выполняет администрация Новокузнецкого муниципального района, в лице Управления образования.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Пунктом пятым части первой ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Учредителем муниципальных образовательных организаций Новокузнецкого муниципального района является администрация Новокузнецкого муниципального района. Управление образования является отраслевым органом администрации Новокузнецкого муниципального района, осуществляющим в пределах своей компетенции организационнораспорядительные и управленческие функции с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В соответствии с п.З ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», муниципальные задания для бюджетного
учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, то есть в настоящем случае, - Управление образования. Оно же, в соответствии с п.6 ст.9.2 упомянутого Федерального закона финансово обеспечивает выполнение муниципального задания бюджетными учреждениями образования в виде субсидий из бюджета Новокузнецкого муниципального района в определенном администрацией района порядке. В соответствии с п.9 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Новокузнецкого муниципального района в лице Управления образования, которое в соответствии с п.1.4 Положения об Управлении образования администрации Новокузнецкого муниципального района, утвержденного решением Новокузнецкого районного совета народных депутатов от 21.02.2017 №223- МНПА, является юридическим лицом (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п.п. 2.4, 2.5. Положения, задачами Управления образования являются финансирование расходов на текущее содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, коммунальных расходов в пределах средств, предусмотренных районным бюджетом, планирование и формирование заказов на проведение капитального строительства объектов образования; финансирование деятельности образовательных учреждений е соответствии с действующим законодательством. К полномочиям, согласно п.3.15 вышеуказанного Положения, относится, в том числе, утверждение сметы доходов и расходов образовательных организаций и осуществление финансирования деятельности данных организаций по утвержденным сметам.
Учитывая изложенное, Управление образования администрации Новокузнецкого района несет ответственность за финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность осуществляется при отсутствии надлежащего ограждения школьного участка, что грубо нарушает права и законные интересы обучающихся детей, педагогического и технического персонала на безопасное нахождение в образовательном учреждении и противоречит требованиям п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, свидетельствует о грубом нарушении вышеуказанных требований законодательства, ответчиков следует обязать устранить нарушения действующего антитеррористического законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Новокузнецкого района к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Новокузнецкого муниципального района о понуждении к совершению действий по устранению нарушений антитеррористического законодательства, - удовлетворить.
Обязать МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» оградить территорию участка школы по <адрес> в <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Обязать Управление образования администрации Новокузнецкого муниципального района выделить денежные средства на ограждение участка МБОУ «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Для совершения указанных действий предоставить ответчикам срок до 01.09.2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца.
Судья: (подпись)
Копия верна. Судья: Е.А.Бычкова
Подлинный документ подшит в материалы гражданского дела № Новокузнецкого районного суда Кемеровской области.