Судья – Безматерных О.В.
Дело № 33 -14838/289
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Пьянкова Д.А.
и судей Петуховой Е.В., Абашевой Д.В.
при секретаре Араслановой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Администрации Пермского муниципального района на решение Пермского районного суда Пермского края от 25 октября 2018 года, которым постановлено:
иск Мальцевой Елены Дмитриевны удовлетворить.
Восстановить семью Мальцевых в очереди в списке молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей» муниципальной программы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Пермском муниципальном районе» на 2016-2020 года».
Возложить на Администрацию Пермского муниципального района обязанность по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Взыскать с Администрации Пермского муниципального района в пользу Мальцевой Елены Дмитриевны расходы по оплате госпошлины в размере 600 рублей.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения представителя администрации Пермского муниципального района Трясциной Л.А., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы; представителей Мальцевой Е.Д. – Майоровой Д.И., Купиной Ю.С., возражавших против отмены решения суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мальцева Е.Д. обратилась в суд с иском к администрации Пермского муниципального района о восстановлении в очереди в списке молодых семей; о возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
В обоснование заявленных требований указала на то, что 27 ноября 2012 года между Мальцевым Д.А. и ЗАО Банк ВТБ 24 заключен кредитный договор № ** на получение денежных средств, с помощью которых в 2013 году семьей Мальцевых приобретено жилое помещение по адресу: ****, общей площадью 61 кв.м.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы».
Факт нуждаемости семьи Мальцевых в улучшении жилищных условий был подтвержден уведомлением от 09 июня 2018 года № 516, выданным администрацией Пальниковского сельского поселения, о признании семьи нуждающейся на момент заключения кредитного договора.
17 января 2008 года Совет депутатов Пальниковского сельского поселения своим решением установил учетную норму площади жилого помещения в размере 10 кв.м.
Согласно подп. 2.1.2 п. 2.1. постановления Правительства Пермского края от 01 апреля 2014 года № 215-п реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется, в том числе, путем предоставления участникам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Несмотря на то, что молодая семья была признана нуждающейся еще в 2012 году, выплата компенсации не произведена до сих пор.
В 2018 году Администрацией необоснованно вновь запрошен необходимый для включения в очередь молодой семьи пакет документов. На вопрос о том, с какой целью данные действия должны быть выполнены и где находятся документы, на основании которых семья была включена в очередь, обоснованного ответа не дано. В связи с изложенным истец был вынужден запросить перечень требуемых документов и направить их заново.
20 июня 2018 года подано заявление о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья Главе администрации Пермского муниципального района.
28 июня 2018 года Администрацией Пермского муниципального района сформулирован ответ, содержащий следующие доводы: «... в собственности у Вас и членов вашей семьи имелись:.. . 1/5 доля квартиры по адресу: ****, общей площадью 77,5 кв.м, находящаяся в собственности М1.».
Комиссия по рассмотрению заявлений на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья отказала семье Мальцевых Е.Д. и Д.А. в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Однако, М1. (тетя Мальцева Д.А.) на момент заключения кредитного договора была прописана в квартире по адресу: ****, общей площадью 67,6 кв.м.
11 января 2013 года осуществлена ее выписка из указанного жилого помещения в связи с тем, что по данному адресу она не проживала. К исковому заявлению приобщена справка, выданная Администрацией Пермского муниципального района Пермского края № 735, где указано: Мальцева Т.В. зарегистрирована и проживает по адресу: ****, с 11 января 2013 года по настоящее время. М1. с семьей Мальцевых Е.Д. и Д.А. фактически совместно не проживала, в том числе, и до осуществления выписки 11 января 2013 года, а проживала в другой квартире.
Тот факт, что на момент заключения кредитного договора М1. была указана в качестве зарегистрированной в квартире в с. Лобаново, не может свидетельствовать о безоговорочном признании за ней статуса члена семьи Мальцевых Е.Д. и Д.А. по смыслу ЖК РФ. М1. не может быть признана членом семьи Мальцевых Е.Д. и Д.А. по смыслу ЖК РФ, поэтому обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи Мальцевых (без учета М1.) составила 9,965 кв.м, что является менее учетной нормы площади жилого помещения.
В связи с изложенным, истец просил восстановить семью Мальцевых Е.Д. и Д.А. в очереди в списке молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме; возложить на администрацию Пермского муниципального района обязанность по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Истец Мальцева Е.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца на основании доверенности Майорова Д.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, представила письменные пояснения по иску.
Представитель ответчика - администрации Пермского муниципального района на основании доверенности Трясцина Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители третьего лица - Управления социального развития администрации Пермского муниципального района на основании доверенности Рахматуллина Л.И., Мельникова О.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Администрация Пермского муниципального района.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что в пакете документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья истцами представлена справка от 28 мая 2018 года № 438, выданная администрацией Пальниковского сельского поселения, согласно которой семья истца состоит из 9 человек (супруг Мальцев Д.А., супруга Мальцева Е.Д., дочь М2., сын М3., отец М4., мать М5., брат М6., брат М7., тетя М1.).
На момент признания семьи Мальцевых, нуждающейся в улучшении жилищных условий, членам их семьи на праве собственности принадлежали: 1/5 доля в квартире по адресу: ****, общей площадью 60 кв.м, находящаяся в общей долевой собственности у Мальцевой Е.Д.; 1/5 доля квартиры по адресу: ****, общей площадью 77,5 кв.м, находящаяся в собственности М1.; 1/2 доля жилого дома по адресу: ****, общей площадью 67,6 кв.м, принадлежащая (по 1/4 доли в праве) Мальцеву Д.А., М4., М6., М5. В связи с чем обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи истца составляла 10,58 кв.м, что более учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета депутатов Пальниковского сельского поселения от 17 января 2008 года № 6, в размере 10 кв.м общей площади жилья для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Уведомление от 09 июня 2018 года № 516, выданное администрацией Пальниковского сельского поселения, о признании семьи Мальцевых, нуждающейся в улучшении жилищных условий, на момент заключения кредитного договора (27 ноября 2012 года) содержит недостоверные сведения.
В соответствии с подпунктом 4.14.1 пункта 4.14 и подпунктом 5.7.2 пункта 5.7 Порядка, Комиссия приняла решение от 22 июня 2018 года об отказе молодой семье Мальцевых Е.Д. и Д.А. в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и исключении семьи Мальцевых из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, в связи с выявлением недостоверных сведений, содержащихся в представленных молодой семьей документах.
В судебном заседании свидетель М1. пояснила, что М5. попросила ее прописаться в их квартире для приобретения жилья для Мальцевых Л. и Д. Свидетель М5. пояснила, что дети решили купить квартиру в ипотеку и подали заявление для участия в программе «Молодая семья» для того, чтобы точно стать участником программы, она попросила прописаться М1. у них.
Данные показания свидетельствуют об умышленном ухудшении жилищных условий с целью стать участником программы.
Между тем в силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В деле имеются возражения истца Мальцевой Е.Д. на поданную ответчиком апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований к отмене решения суда.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по состоянию на 23 ноября 2012 года (дата принятия администрацией Пальниковского сельского поселения решения о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий) семья Мальцева Д.А., зарегистрированного и проживающего по адресу: ****, состоит из Мальцевой Е.Д., М2., ** года рождения, М3., ** года рождения, М5., М4., М6., М7., М1., что подтверждается справкой о составе семьи № 1521 от 22 ноября 2012 года, выданной Администрацией Пальниковского сельского поселения (л.д.224).
На момент признания семьи Мальцевых нуждающейся в улучшении жилищных условий в собственности Мальцевой Е.Д. находилась 1/5 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ****, общей площадью 62,2 кв.м, что следует из выписки из ЕГРН от 23 ноября 2012 года (л.д.225-226), свидетельства о государственной регистрации права (л.д.230-231); в собственности Мальцева Д.А. находилась 1/4 доля в праве собственности 1/2 часть жилого дома, расположенного по адресу: ****, общей площадью 67,6 кв.м, что подтверждается договором приватизации (л.д.232-233), регистрационным удостоверением (л.д.234).
Сведений о наличии прав на объекты недвижимого имущества Мальцева Д.А., М2., М3. в ЕГРН не содержится, что следует из соответствующих уведомлений от 23 ноября 2012 года (л.д.227-229).
На 09 июня 2018 года (дата принятия администрацией Пальниковского сельского поселения решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения жилого помещения по программе «Молодая семья») совместно с Мальцевым Д.А. зарегистрированы и проживают: Мальцева Е.Д., М2., ** года рождения, М3., ** года рождения, М5., М4., М6., М7., М1., что следует из справки № 438 от 28.05.2018г., выданной Администрацией Пальниковского сельского поселения (л.д.119).
На момент постановки семьи Мальцевых на учет:
в собственности Мальцева Д.А., помимо иного недвижимого имущества, находилась 1/4 доля в праве собственности на 1/2 часть жилого дома, расположенного по адресу: ****, общей площадью 67,6 кв.м;
в собственности Мальцевой Е.Д. находилась 1/5 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ****, общей площадью 62,2 кв.м;
в общей совместной собственности Мальцева Д.А. и Мальцевой Е.Д. находилась квартира, расположенная по адресу: ****, общей площадью 61 кв.м, дата государственной регистрации права – 27 мая 2013 года;
в собственности М6. находилась 1/4 доля в праве собственности на 1/2 часть жилого дома, расположенного по адресу: ****, общей площадью 67,6 кв.м;
в собственности М4. находилась 1/4 доля в праве собственности на 1/2 часть жилого дома, расположенного по адресу: ****, общей площадью 67,6 кв.м;
в собственности М5. находилась 1/4 доля в праве собственности на 1/2 часть жилого дома, расположенного по адресу: ****, общей площадью 67,6 кв.м;
в собственности М1. находилась 1/5 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ****, общей площадью 77,5 кв.м, дата государственной регистрации права – 01 августа 2009 года.
Сведений о наличии прав на объекты недвижимого имущества М2., М3., М5., М6. в ЕГРН не содержится (л.д.120-127, 132-134, 138, 142-143, 146, 152-153).
Решением Совета депутатов Пальниковского сельского поселения от 17 января 2008 года № 6 установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (учетная норма), 10 кв.м общей площади на одного человека (л.д.26).
Произведя суммирование площадей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности лицам, указанным в справке о составе семьи № 438 от 28 мая 2018 года, выданной Администрацией Пальниковского сельского поселения, орган местного самоуправления пришел к выводу об обеспеченности общей площадью на каждого члена семьи Мальцевых - 10,58 кв.м, что более учетной нормы площади жилого помещения, установленной Решением Совета депутатов Пальниковского сельского поселения от 17 января 2008 года № 6, и как следствие, - об отсутствии оснований для признания семьи Мальцевых нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из справки Администрации Пальниковского сельского поселения № 781 от 21 августа 2018 года следует, что М1. была зарегистрирована по адресу: ****, с 26 ноября 2012 года по 11 января 2013 года (л.д.27).
Согласно справке № 735 от 06 августа 2018 года, выданной Администрацией Пальниковского сельского поселения, М1. зарегистрирована и проживает по адресу: ****, с 11 января 2013 года по настоящее время (л.д.9).
Удовлетворяя заявленные Мальцевой Е.Д. требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик - администрация Пермского муниципального района при подсчете уровня жилищной обеспеченности молодой семьи Мальцевых Е.Д. и Д.А. неправомерно учла площадь жилого помещения, принадлежащего на праве долевой собственности М1. (тете Мальцева Д.А.). При этом суд указал, что М1. не является членом семьи Мальцевых Е.Д. и Д.А., поскольку она совместно с семьей Мальцевых не проживает, совместное хозяйство с этой семьей не ведет, с 2013 года имеет регистрацию по другому адресу. Для признания М1. членом семьи Мальцевых Е.Д. и Д.А. важен не только факт регистрации в одном жилом помещении и факт родственных отношений, но и установление факта их совместного проживания и ведения общего хозяйства, а таких обстоятельств судом не установлено.
Безусловных оснований не согласиться с указанными выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы о том, что нуждаемость семьи истца в улучшении жилищных условий возникла именно в связи с регистрацией М1. в жилом помещении по адресу: ****, на момент решения вопроса о праве семьи истца на участие в Подпрограмме «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей» муниципальной программы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Пермском муниципальном районе» на 2016-2020 года», чтобы точно стать участником программы, что свидетельствует об умышленном ухудшении истцом жилищных условий с целью стать участником программы (ст. 53 ЖК РФ), основанием к отмене решения суда не является, поскольку регистрация М1. в жилом помещении по адресу: ****, имела место с 26.11.2012 г. по 11.01.2013 г. (л.д.27); на момент рассмотрения заявления Мальцевой Е.Д. на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на заседании комиссии администрации Пермского муниципального района и издания решения об отказе семье Мальцевых Д.А. и Е.Д. в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья – 22.06.2018 года прошло более пяти лет, в связи с чем совершение вышеуказанных действий правового значения для дела не имеет, исходя из положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Пермского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: