Дело № 2-6230/2019
32RS0027-01-2019-005907-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2019 года г.Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Склянной Н.Н.,
при секретаре Лазаренко Е.И.,
с участием истца посредством
видеоконференц – связи Савченко О.А.,
представителя ответчиков
и третьего лица
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области Козыревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко О.А. к начальнику Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико – санитарная часть №32 Федеральной службы исполнения наказаний» Шкуридиной И.М., Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико – санитарная часть №32 Федеральной службы исполнения наказаний», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным отказа в предоставлении копий медицинских документов, понуждении предоставить документы, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Савченко О.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с <дата> по <дата> проходил очередное обследование в филиале больницы ФКУЗ МСЧ №32 ФСИН России.
При выписке Савченко О.А. обращался к начальнику филиала больницы ФКУЗ МСЧ №32 ФСИН России С., начальнику ФКУЗ МСЧ №32 ФСИН России Шкуридиной И.М. по вопросу предоставления копий медицинских документов за период его обследования, медицинской выписки из карты о состоянии его здоровья, копии решения ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России об отказе в предоставлении ему высокотехнологичной медицинской помощи, однако в предоставлении копий таких документов истцу отказано.
Ссылаясь на нарушение своих прав, истец просит суд признать отказы в предоставлении копии выписки из медицинской карты о состоянии здоровья инвалида II группы Савченко О.А., <дата> рождения, в предоставлении копии отказа из ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России г.Смоленска в оказании операции, незаконными, нарушающими его право на предоставление информации, являющимися дискриминацией по признаку инвалидности и подлогу документов со стороны начальника ФКУЗ МСЧ №32 ФСИН России Шкуридиной И.М.; обязать начальника ФКУЗ МСЧ №32 ФСИН России Шкуридину И.М. предоставить истцу копию медицинской выписки за время обследования с <дата> по <дата> из медицинской карты о состоянии здоровья и предоставить копию ответа из ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России г.Смоленска; взыскать с начальника ФКУЗ МСЧ №32 ФСИН России Шкуридиной И.М. в качестве компенсации морального вреда в пользу истца 100 000 руб.; взыскать за дискриминацию по признаку - инвалид и подлог документации со стороны начальника ФКУЗ МСЧ №32 ФСИН России Шкуридиной И.М. моральный вред в размере 50 000 руб. в пользу истца.
Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве соответчиков - ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, ФКУЗ «Медико – санитарная часть №32» ФСИН России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Брянской области.
Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Истец Савченко О.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, суду пояснил, что копии медицинских документов необходимы ему для представления в суд в рамках рассмотрения иного гражданского дела по его иску, что лишает его права на судебную защиту.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, ФКУЗ «Медико – санитарная часть №32» ФСИН России, третьего лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области Козырева Е.А. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, поскольку осужденным запрещено хранить при себе копии медицинских документов, а медицинскому персоналу выдавать осужденным такие копии, с указанными документами истец ознакомлен, также ему направлены ответы на его обращения по вопросу оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Савченко О.А., <дата> рождения, отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области.
В период с <дата> по <дата> истец проходил медицинское обследование в лечебном учреждении ФКУЗ МСЧ №32 ФСИН России.
Как следует из материалов дела, 13.06.2019 года и 17.06.2019 года Савченко О.А. обратился с заявлениями к начальнику ФКУЗ МСЧ №32 ФСИН России Шкуридиной И.М. по вопросу наличия договора между ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России и ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России г.Смоленска на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и выдачи копии решения ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России г.Смоленска об отказе в проведении ему операции <данные изъяты>.
03.07.2019 года истец начальником ФКУЗ МСЧ №32 ФСИН России уведомлен о результатах рассмотрения его обращений, в ответе ему разъяснен Порядок и правила оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, регламентированные приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.12.2014 № 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» и приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 № 617 «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний». В ответе истцу также сообщалось об установленном законом запрете на получение копий медицинских документов и их хранение осужденным, указано на возможность получения необходимой информации у медицинских работников по месту отбывания наказания.
Оценивая доводы истца о необоснованном отказе в предоставлении ему копий медицинских документов, в том числе письменного отказа ФГБУ «ФЦТОЭ» Минздрава России г.Смоленска в проведении Савченко О.А. операции по <данные изъяты>, суд приходит к следующему выводу.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 79 названного Федерального закона ведение медицинской документации в установленном порядке, обеспечение учета и хранения медицинской документации является обязанностью медицинской организации.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Согласно части 4 статьи 22 указанного Федерального закона пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.
В силу части 5 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что Савченко О.А. отбывает наказание в местах лишения свободы, в связи с чем возникший спор регулируется и специальными нормативными актами.
Согласно ч.2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1,3 ст.82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 123 Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Законом об охране здоровья и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Как следует из п.3 Правил правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.17 Правил осужденным запрещается, в том числе приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (приложение № 1).
Согласно п.18 приложения №1 к Правилам осужденным запрещается иметь при себе любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности).
Поскольку действующее законодательство Российской Федерации запрещает осужденным иметь при себе документы, не поименованные в п.18 Приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, и осужденный имеет возможность непосредственного ознакомления с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, суд приходит к выводу, что права и интересы истца действиями должностных лиц ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России не нарушены.
Более того, как установлено судом, Савченко О.А. был ознакомлен с медицинскими документами, свидетельствующими о состоянии его здоровья, что не оспаривал истец в судебном заседании, а потому его права и интересы на получение информации о состоянии своего здоровья не нарушены.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со статьей 12 ГК РФ.
Нарушений прав и законных интересов истца судом не установлено, в связи с чем, заявленные требования о признании незаконным отказа в предоставлении копий медицинских документов, понуждении предоставить документы удовлетворению не подлежат.
Довод истца о нарушении его права на судебную защиту в результате непредставления ответчиком копий медицинских документов судом отклоняется как необоснованный, поскольку в соответствии со ст. 57 ГПК РФ в случае рассмотрения гражданского дела судом, если представление необходимых доказательств для лица затруднительно, суд по его ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждения доводы истца о нарушении его личных неимущественных прав, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что истцу был причинен моральный вред в результате действий (бездействий) ответчика, оснований, предусмотренных ст. ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ, для возложения на ответчика ответственности в виде взыскания денежной компенсации морального вреда не имеется, в связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Савченко О.А. к начальнику Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико – санитарная часть №32 Федеральной службы исполнения наказаний» Шкуридиной И.М., Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико – санитарная часть №32 Федеральной службы исполнения наказаний», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным отказа в предоставлении копий медицинских документов, понуждении предоставить документы, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Склянная
Резолютивная часть решения суда оглашена 26.11.2019 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 02.12.2019 г.