Решение по делу № 2-584/2015 от 02.03.2015

№ 2 – 584/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2015 года г.Белорецк РБ

Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Баженовой Е.Г.,

при секретаре Прохоровой Е.С

с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора Ризвановой Э.С., истца Батюкова А.М., представителя ответчика Абсадыковой Л.Ф., представителя отдела опеки и попечительства администрации муниципального района <адрес> РБ Черновой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Батюкова Артема Михайловича к Администрации муниципального района <адрес> РБ, Правительству РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет,

УСТАНОВИЛ:

Белорецкий межрайонный прокурор, действуя в интересах Батюкова А.М., обратился в суд с иском к Администрации муниципального района <адрес> РБ, Правительству РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

В судебном заседании помощник Белорецкого межрайонного прокурора Ризванова Э.С. исковые требования поддержала, суду показала, что Белорецкой межрайонной прокуратурой, в связи с поступившим обращением Батюкова А.М. проведена проверка исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лиц из их числа. Проверкой установлено, что Батюков А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что отец в свидетельстве о рождении – ФИО5 записан со слов матери, мать ФИО6 решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. В настоящее время Батюков А.М. работает в должности <данные изъяты> Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Батюков А.М. на территории <адрес> собственником объектов недвижимости не является. Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ за от ДД.ММ.ГГГГ Батюков А.М. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Однако, до настоящего времени Батюков А.М. жилым помещением не обеспечен. Просит обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить Батюкову А.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

Истец Батюков А.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, показания дал аналогичные показаниям помощника Белорецкого межрайонного прокурора Ризвановой Э.С. Просил обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Абсадыкова Л.Ф., действующая на основании доверенности, исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Батюкова А.М., не признала, суду показала, что Батюков А.М. на основании его личного заявления включен в список детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на основании постановления главы администрации муниципального района <адрес> РБ за от ДД.ММ.ГГГГ года. Указанное постановление направлено в Министерство образования РБ для выделения денежных средств на приобретение жилого помещения. Однако, при формировании объема финансовых средств в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ в основу расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам, принималось то количество детей-сирот, которое входило в сформированный список в ДД.ММ.ГГГГ года. Соответственно, при формировании бюджета на ДД.ММ.ГГГГ за основу будет принято то количество детей-сирот, которое включено в список по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года. Полагает, что администрация принимает действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, для чего решения суда не требуется, поскольку эти действия относятся к обязанности органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Жилое помещение не предоставлено Батюкову А.М. не по вине администрации, а в связи с отсутствием финансирования, предоставляемого республиканским бюджетом. Предоставлением жилья Батюкову А.М. в первую очередь по решению суда, будут нарушены права на предоставление жилого помещения тех детей, которые включены в список ранее. В случае принятия положительного решения по делу, просит установить разумный срок для его исполнения. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель соответчика – Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – отдела опеки и попечительства администрации муниципального района <адрес> РБ Чернова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Батюкова А.М., не возражала, суду показала, что Батюков А.М., как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ за от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Однако, до настоящего времени жилым помещением Батюков А.М. не обеспечен.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правомерность предъявления требований Белорецким межрайонным прокурором РБ, действующим в защиту прав и законных интересов граждан, предусмотрена действующим законодательством.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований статьи 26.1 указанного закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 указанного закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст. 8 поименованного Закона.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 п.1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

01 января 2012 года полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 31.10.2011 года № 451-3 «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» переданы органам местного самоуправления.

Установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты>, родителями Батюкова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО5 и ФИО6 В примечании указано, что в соответствии с п.3 ст.49 Закона РК «О браке и семье» от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце записаны со слов матери.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 лишена родительских прав в отношении сына Батюкова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, Батюков А.М. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения.

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, собственником объектов недвижимости Батюков А.М. не является.

Постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ за от ДД.ММ.ГГГГ Батюков А.М. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что право Батюкова А.М. на предоставление последнему жилого помещения, не реализовано.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что Батюков А.М. является ребёнком, оставшимся без попечения родителей, нуждается в предоставлении жилья, поскольку в собственности жилья не имеет, состоит на очереди на улучшение жилищных условий в Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, при этом обеспечен жилым помещением ответчиком не был. Указанные факты не оспариваются представителем ответчика.

При установленных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан возникла обязанность по предоставлению Батюкову А.М. жилого помещения, в связи с чем суд удовлетворяет исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан.

Доводы, приведенные ответчиком относительно наличия очередности в получении жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут служить основанием для непредоставления жилья.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, наличие очередности в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в дело в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Башкортостан, на которое в силу Закона Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» возложена обязанность по выделению финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.

Законом Республики Башкортостан от 30 ноября 2012 года № 603-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждены объемы и распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Так, согласно таблице 6 приложения 19 к Закону Республики Башкортостан от 30 ноября 2012 года № 603 -з распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на плановый период 2014 и 2015 годов.

На основании доведенных бюджетных ассигнований муниципальные образования имеют право объявлять начало конкурсных процедур на приобретение жилых помещений на вышеуказанные цели.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку физические лица в соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы.

Денежные средства республиканского бюджета перечисляются не на конкретного взыскателя, а на определенное количество нуждающихся в получении жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрации муниципального района и городского округа Республики Башкортостан.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для вынесения решения об обязании Правительства Республики Башкортостан обеспечить финансирование предоставления Батюкову А.М. администрацией муниципального района <адрес> благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Батюкова Артема Михайловича к Администрации муниципального района <адрес> РБ, Правительству РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Батюкову Артему Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белорецкий городской суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2015 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2015 года.

Судья: Е.Г. Баженова

2-584/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белорецкий межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального района Белорецкий район РБ
Правительство РБ
Другие
Батюков А.М.
Отдел опеки и попечительства Администрации МР БР РБ
Суд
Белорецкий городской суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
belorecky.bkr.sudrf.ru
02.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2015Передача материалов судье
04.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2015Судебное заседание
10.04.2015Судебное заседание
15.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее