Дело № 88-3185/2022
УИД 05RS0034-01-2020-001042-57
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2022 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Черчага С.В.
судей Климовой В.В., Нурмухаметовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2978/2021 по иску Курбанова Р. Р.ча к ФССП Р., УФССП Р. по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения,
по кассационной жалобе ФССП Р. на решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В.,
установила:
указанными судебными постановлениями удовлетворены требования иска Курбанова Р.Р. к ФССП Р., УФССП Р. по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Суд признал незаконным решение директора Федеральной службы судебных приставов РФ - главного судебного пристава РФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приёме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации Курбанова Р. Р.ча.
Обязал УФССП Р. по <адрес> принять решение (издать приказ) о назначении Курбанова Р. Р.ча на должность начальника отдела- старшего судебного пристава по Лакскому и <адрес>м УФССП Р. по <адрес>.
Обязал директора Федеральной службы судебных приставов РФ и руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> заключить с Курбановым Р. Р.чем служебный контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отдела- старшего судебного пристава по Лакскому и <адрес>м УФССП Р. по Республики Дагестан.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений.
Выслушав представителя ФССП Р. М. Н.М., действующую на основании доверенностей, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения истца Курбанова Р.Р., обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, установлены.
Как установлено судом и следует из материалов дела Курбанов Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность федеральной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава <адрес> отдела судебных приставов УФССП Р. по РД на основании приказом и.о. руководителя УФССП Р. по <адрес> (УФССП Р. по РД) №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ приказом руководителя УФССП Р. по РД №-к истец с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Лакскому и <адрес>м УФССП Р. по РД.
В связи со вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ приказом руководителя ФССП РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44 с ДД.ММ.ГГГГ утверждены новые структура и штатное расписание УФССП по <адрес>, который вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанному приказу в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ занимаемая Курбановым Р.Р. должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Лакскому и <адрес>м УФССП Р. по РД, относившаяся к категории государственных гражданских служащих, с ДД.ММ.ГГГГ сокращена.
22.01.2020г. в адрес Курбанова Р.Р. направлено уведомление о предстоящем сокращении его должности государственной гражданской службы и разъяснен порядок поступления на службу в органах принудительного исполнения.
Курбанов Р.Р. выразил желание о приеме на службу в органы принудительного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление, которым отказано в переходе в органы принудительного исполнения в связи с наличием судимости (погашенной судимости) по приговору Кулинского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ по ч 1 ст.327 УК РФ, который впоследствии ДД.ММ.ГГГГ кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции отменен, производство по уголовному делу прекращено на основании п. 2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием в действиях Курбанова Р.Р. состава преступления. За Курбановым Р.Р. признано право на реабилитацию.
30 06.2020 Курбанов Р.Р. обратился в адрес руководителя УФССП РФ по РД с просьбой рассмотреть его заявление о переходе в органы принудительного исполнения.
13.08.2020г. врио руководителя УФССП по <адрес> было отказано Курбанову Р.Р. в переходе в органы принудительного исполнения в связи с пропуском срока, установленного ч.3 ст. 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ, перехода на службу в органы принудительного исполнения.
Из ответа Врио руководителя УФССП Р. по РД от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Курбанову Р.Р. отказано в направлении на профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование в связи с пропуском срока.
В соответствии с постановлением Лакского районного суда Республики Дагестан от 28.10.2020г. за Курбановым Р.Р. признано право на реабилитацию трудовых прав и восстановлены трудовые права в виде признания за Курбановым Р.Р. права пройти профессиональный и психологический отбор, медицинское освидетельствование для назначения на должность в органах принудительного исполнения.
Решением Кировского районного суда <адрес> от 02.10.2020г., исковое заявление Курбанова Р.Р. удовлетворено и постановлено признать незаконными действия УФССП Р. по <адрес>, выразившиеся в отказе направления Курбанова Р.Р. для прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования для поступления на службу в органы принудительного исполнения РФ и обязать УФССП Р. по РД направить Курбанова для прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РД от 28.12.2020г. решение Кировского районного суда <адрес> от 02.10.2020г. оставлено без изменения.
В период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ Курбанов Р.Р. был направлен на прохождение психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки, а ДД.ММ.ГГГГ - на медицинское освидетельствование.
По итогам пройденных истцом психофизиологического исследования и медицинского освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ оперативным штабом УФССП Р. по РД кандидатура Курбанова Р.Р. согласована на должность начальника отделения - старшего судебного пристава по Лакскому и <адрес>м УФССП Р. по РД, истцом подано заявление о его назначении на указанную должность.
ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе Курбанову Р.Р. в приеме на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника отделения - старшего судебного пристава по Лакскому и <адрес>м УФССП Р. по РД, в связи с определением по результатам психофизиологического исследования третьей категории профессиональной пригодности, о чем истец уведомлен письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГгод Курбанову Р.Р. подано заявление о его назначении на должность ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП по РД.
Приказом УФССП РФ по РД №-лс от ДД.ММ.ГГГГ Курбанов Р.Р. был назначен на указанную должность 22.04.2020г., прекращен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, заключён с Курбановым Р.Р. контракт на неопределённый срок.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ УФССП РФ по РД в принятии Курбанова Р.Р. на службу в органы принудительного исполнения основан исключительно на выводах заключения о профессиональной пригодности № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом ответчиком не дана оценка профессиональным качествам истца, не учтены его стаж гражданской службы, уровень квалификации и профессионального образования, опыта работы, наличие у него наград и поощрений за безупречную службу и высокие достижения в служебной деятельности.
Действия работодателя, отказавшего Курбанову Р.Р. в приеме на службу в органы принудительного исполнения РФ ДД.ММ.ГГГГ без объективной оценки деятельности конкретного работника, его предшествующего поведения и отношения к труду, судом расценены нарушающими права истца.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами суда первой и апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2).
К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) (пункты 4 и 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).
В силу пункту 8.2 части 1 статьи 37 этого Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения предусматривают наличие для должностей младшего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.
Согласно части 2 статьи 92 названного Федерального закона гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», до ДД.ММ.ГГГГ, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (часть 13 статьи 92 ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил психологический отбор гражданина, сотрудника органов принудительного исполнения, желающих занять должности в органах принудительного исполнения (далее - кандидат), осуществляется для определения способности указанных лиц по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника на должности в органах принудительного исполнения, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).
В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 5 Правил критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.
В соответствии с пунктами 16 - 17 указанных Правил, с учетом результатов комплексного обследования специалисты составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение).
Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:
а) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности);
б) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности);
в) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности);
г) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности).
Согласно пункту 20 Правил к третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.
К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.
Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом, при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 25 Правил).
Таким образом, действующим законодательством установлены определенные требования к уровню развития личных и деловых качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также отсутствию факторов риска, выявление которых осуществляется в рамках психологического отбора.
По смыслу части 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выводы, содержащиеся в заключении о профессиональной пригодности кандидата, учитываются уполномоченным руководителем при решении вопроса о поступлении гражданина на службу в органы принудительного исполнения в совокупности с документами, представленными гражданином, заключением военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатами проверки уровня физической подготовки, результатами проверочных мероприятий и психофизиологических исследований.
С учетом изложенного, на руководителя (начальника) органа принудительного исполнения, его заместителя императивно не возложена обязанность по принятию на службу лица, отнесенного к третьей категории профессиональной пригодности, учитывая содержание фактора риска, уровня развития, личных и деловых качеств.
Более того, исходя из содержания ст. 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, является правом, а не обязанностью работодателя.
Как следует из представленного в материалы дела заключения о профессиональной пригодности № от ДД.ММ.ГГГГ Курбанов Р.Р. рекомендован к службе в органах принудительного исполнения условно (третья категория профессиональной пригодности), испытывает трудности восприятия и в произношении русской речи. Результаты тестирования на знание (уровни): русского языка - низкий, законодательства Российской Федерации – низкий. По результатам полиграфического исследования факторы риска не выявлены.
При принятии решения об отказе Курбанову Р.Р. в приёме на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника отделения - старшего судебного пристава по Лакскому и <адрес>м УФССП Р. по РД, также учитывалось, что законодателем к кандидату на указанную должность руководителя предъявляются высокие требования относительно оценки личных и деловых качеств. При этом критерий указанных качеств и их оценка является прерогативой представителя нанимателя.
В соответствии с требованиями частью 4 статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;
допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения;
заключить с гражданином контракт без условия об испытании;
отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.
Реализуя полномочия нанимателя, принимая во внимание заключение о профессиональной пригодности, которым истец отнесен к третьей категории профессиональной пригодности, где отмечено о присутствии факторов риска, о наличии девиантного поведения, Управлением Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, принято решение об отказе в принятии на службу в орган принудительного исполнения на должность начальника отделения - старшего судебного пристава по Лакскому и <адрес>м УФССП Р. по РД.
По смыслу вышеуказанных норм закона на ответчиков императивно не возложена обязанность по принятию на службу лица, отнесенного к третьей категории профессиональной пригодности, учитывая содержание фактора риска, уровня развития, личных и деловых качеств. Данное решение принято с учетом пункта 2 Правил, в силу которых психологический отбор гражданина, сотрудника органов принудительного исполнения, желающих занять должности в органах принудительного исполнения осуществляется для определения способности указанных лиц по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника на должности в органах принудительного исполнения, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения.
Между тем, данные обстоятельства не были учтены судом первой и апелляционной инстанции при разрешении требования Курбанова Р.Р. о признании незаконным решения об отказе в поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Судами не учтено, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, является правом, а не обязанностью работодателя.
Ввиду изложенного решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 26 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 22 декабря 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Климова В.В.
Нурмухаметова Р.Р.