ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-510/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Максимова В.В.
(2-2678/2023) УИД 91RS0003-01-2023-002546-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи | Морозко О.Р. |
судей | Готовкиной Т.С.Любобратцевой Н.И. |
при секретаре | ФИО7 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, к Министерству здравоохранения Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Бахчисарайская центральная районная больница», Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымздрав» и Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым-Фармация» о понуждении обеспечить медицинскими изделиями,
по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Крым на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в суд в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, с иском к Министерству здравоохранения Республики Крым, в котором просил обязать ответчика обеспечить на постоянной основе несовершеннолетнего ФИО1 медицинскими изделиями (до отмены необходимости их применения по медицинским показаниям): устройство для инфузий MiniMed Quick-Set ММТ-399 6 мм/60 см в количестве не менее 10 штук в 1 месяц или устройство для инфузий MiniMed Mio MMT-943 6 мм/60 см в количестве не менее 10 штук в 1 месяц; резервуар ММТ-332А в количестве не менее 10 штук в 1 месяц; датчик для мониторирования глюкозы FreeStyle Libre № из расчета 26 единиц в год.
Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру <адрес> Республики Крым поступило обращение ФИО2, по которому проведена проверка в сфере медицинского обеспечения несовершеннолетнего ФИО1 и установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ признан ребенком-инвалидом с детства с наличием у него заболевания – сахарный диабет тяжелая форма. Учитывая высокую чувствительность к инсулину, разную суточную потребность в инсулине ФИО1 находится на помповой инсулинотерапии и получает заместительную пожизненную инсулинотерапию. По медицинским показаниям ребенок переведен на помпу инсулиновую Medtronik MiniMed 720G (ММТ-1859), которая установлена в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи по ОМС. Для беспрерывной работы указанной помпы необходимы спорные медицинские изделия, являющиеся расходными материалами к ней. Также с учетом медицинских показаний и склонности несовершеннолетнего к частым и бессимптомным гипогликемиям, высокой вариабельности гипогликемий в течение суток, повторяющихся ночных гипогликемий, гипергликемии, нарушения распознавания гипогликемии ФИО1 для исследования уровня глюкозы в крови использует систему непрерывного мониторирования глюкозы FreeStyle Libre, для проведения которой необходимы средства диагностики, являющиеся медицинскими изделиями: средство диагностики РЗН 2018/6764 код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 300910 датчик FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre из расчета один датчик на 14 дней (26 датчиков в год). Решением врачебной комиссии ГБУЗ РК «Бахчисарайская центральная районная больница», оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ решено обеспечить ФИО1 указанными изделиями медицинского назначения. Длительное необеспечение ФИО1 необходимыми изделиями медицинского назначения может привести к возникновению жизнеугрожающих состояний, единственным способом предотвращения которых является контроль уровня глюкозы с помощью непрерывного мониторирования глюкозы в режиме реального времени и своевременное и правильное применение жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ввиду чего прокурор и обратился с иском в суд.
Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокуратуры <адрес> Республики Крым в интересах ФИО1 удовлетворены. На Министерство здравоохранения Республики Крым возложена обязанность обеспечить ФИО1 медицинскими изделиями (до отмены необходимости их применения по медицинским показаниям): устройство для инфузий MiniMed Quick-Set ММТ-399 6 мм/60 см в количестве не менее 10 штук в 1 месяц или устройство для инфузий MiniMed Mio MMT-943 6 мм/60 см в количестве не менее 10 штук в 1 месяц; резервуар ММТ-332А в количестве не менее 10 штук в 1 месяц; датчик для мониторирования глюкозы FreeStyle Libre № из расчета 26 единиц в 1 год. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства здравоохранения Республики Крым подал апелляционную жалобу.
В своей апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на то, что системы мониторирования глюкозы не включены в государственный реестр медицинских изделий. Вместе с тем в бюджет Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024-2025 гг. была включена статья расходов для обеспечения средствами непрерывного мониторирования глюкозы детей, не достигших 18-летнего возраста. Закупку поручено осуществить подведомственному учреждению ГКУ РК «Крымздрав», которому направлена соответствующая заявка на закупку изделий медицинского назначения, потребность ФИО1 в данной заявке учтена. ГКУ РК «Крымздрав» осуществлена частичная закупка медицинских изделий в пределах поступивших от поставщиков предложений. Данное медицинское изделие получено ГБУЗ РК «Бахчисарайская центральная районная больница» и передано больницей маме ребенка ФИО2
Полагает, что при вынесении решения судом не учтено, что Министерство не является производителем медицинских изделий, лечебным учреждением или аптечным складом, оно в рамках компетенции в соответствии с требованиями действующего законодательства организовало все необходимые действия для обеспечения ФИО1 необходимыми медицинскими изделиями. Отмечает, что сенсоры FreeStyle Libre являются лишь одним из методов мониторинга глюкозы, используются как дополнение к традиционному самоконтролю и полностью не заменяют его. ФИО1 на постоянной основе обеспечивается тест-полосками, ребенку проводится мониторинг глюкозы. Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил резервуар ММТ-332А в количестве 3 упаковки, ДД.ММ.ГГГГ получил еще 3 упаковки; ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 получил устройства для инфузий MiniMed Quick-Set ММТ-399, ДД.ММ.ГГГГ получил еще 3 устройства для инфузий MiniMed Quick-Set ММТ-399. Организована работа по дальнейшему обеспечению данными медицинскими изделиями по постоянной основе.
Автор жалобы указывает, что доводы Министерства были оставлены без внимания, при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым предоставил возражения на апелляционную жалобу, в которых просил решение суда оставить без изменения.
Определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Бахчисарайская центральная районная больница», Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымздрав» и Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым-Фармация».
Прокурор в судебном заседании просила исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Истец и его законный представитель в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены посредством направления почтовой корреспонденции по адресам регистрации и проживания, корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения, что в силу ст. 165.1 ГК РФ признается надлежащим извещением.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство, в котором просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Дополнительно сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил резервуар и устройства для инфузий к инсулиновой помпе, приложив подтверждающие документы.
Третьи лица ГУП РК «Крым-Фармация», ГКУ РК «Крымздрав», ГБУЗ РК «Бахчисарайская центральная районная больница» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями, от представителя ГУП РК «Крым-Фармация» поступило письменное пояснение, в котором указано на то, что на ДД.ММ.ГГГГ персонифицированные приказы МЗ РК на медицинское изделие «Устройство для инфузий MiniMed Mio MMT-943 (голубой), 6/60, №» в ГУП РК «Крым-Фармация» для пациента ФИО1 не поступали, иных заявлений, ходатайств не поступило.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании медицинского заключения от ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз «сахарный диабет I типа тяжелая форма» и указано, что данное заболевание соответствует разделу II пункта 3 подпункта 3.3 Перечня медицинских показаний, которые дают право на получение помощи как ребенку-инвалиду с детства до 16 лет, утвержденного Министерством охраны здоровья Украины ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 20).
Согласно справке серии МСЭ-2022 №, выданной Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Крым» Минтруда России, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ повторно установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид» (л.д. 67).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был направлен в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» с целью перевода на помповый режим инсулинотерапии в рамках высокотехнологичной медицинской помощи по ОМС – Педиатрия 1 раздел код 12.00.34.001 (л.д. 32) и врачебной комиссией ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» было принято решение, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, о наличии медицинских показаний для госпитализации ФИО1 в детское отделение сахарного диабета с основным заболеванием «Е 10.8 Инсулинозависимый сахарный диабет с неуточненными осложнениями», источник финансирования: ОМС из ВМП (л.д. 33).
Из выписного эпикриза из истории болезни №/С2023 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» следует, что ФИО1 поставлен основной диагноз: Е 10.4 Сахарный диабет 1 типа, осложнения: начальные проявления дистальной диабетической полинейропатии. Указано, что госпитализация в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» связана с нетипичным течением заболевания и отсутствием эффекта от проводимого лечения с целью коррекции инсулинотерапии, обследования, решения вопроса о переводе на помповую инсулинотерапию в рамках ВМП из ОМС, а также прохождение школы самоконтроля при сахарном диабете. Получаемая терапия: помповая инсулинотерапия, помпа Accu-Chec, инсулин Аспарт (НовоРапид), суточная потребность 50-60 Ед/сут (0,9-1,1 Ед/кг/сут). Согласно заключению пациент был переведен на помпу Medtronic MiniMed 720G (ММТ-1859), инсулин Аспарт (НовоРапид), в рамках ВМП из ОМС. Используются следующие расходные материалы: инфузионные наборы - устройство для инфузии MiniMed Quick-set ММТ-399 (6 мм/60 см) не менее 10 шт. в месяц или устройство для инфузии Medtronic MiniMed Mio (Медтроник МиниМед Мио) 6/60 не менее 10 шт. в месяц или устройство для инфузии Sure-Т ММТ-864 (6 мм/60 см) не менее 15 шт. в месяц; резервуары для Медтроник ММТ-332а (3 мл) – не менее 10 шт. в месяц (л.д. 34-37).
Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ РК «Бахчисарайская центральная районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с п. 2 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», внесен в перечень детей с диагнозом «сахарный диабет» подлежащих обеспечению изделиями медицинского назначения для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, а именно датчиком мониторирования глюкозы Free Style Libre № (л.д. 30-31).
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Следовательно, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в силу статьи 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в частности право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 2 статьи 80 указанного Федерального закона при предоставлении в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 29 указанного Федерального закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 данной статьи).
В силу статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (часть 1); перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) E10 - E14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Программа государственных гарантий; Программа).
Программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе болезни органов дыхания и пищеварения
Согласно разделу V Программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом «О государственной социальной помощи», предусматривающим в качестве одного из видов государственной социальной помощи детям-инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 9 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2).
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 приведенного Федерального закона).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р утверждены перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, являющееся лабораторным методом исследования и медицинской услугой, в указанный перечень не включено.
Вместе с тем согласно части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет» бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет» за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе не входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Вместе с тем, вопреки доводам апеллянта, судебная коллегия приходит к выводу, что если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Отказ в обеспечении гражданина, страдающего социально значимым заболеванием «сахарный диабет», за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами (инфузионными наборами, резервуарами) к установленной ФИО1 по жизненным показаниям инсулиновой помпе, фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Приведенные нормативные положения действующего законодательства также подлежат применению при рассмотрении вопроса об обеспечении ФИО1 датчиками Freestyle Libre.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Крым в своих возражениях на исковое заявление указал, что датчики Freestyle Libre не включены в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, и в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, однако им не было учтено, что в соответствии с положениями части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощ░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Freestyle Libre, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░ Freestyle Libre.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ FreeStyle Libre ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 39 ░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 327-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (295005, ░░░░░░░░░░ ░░░░, <░░░░░>, ░░░░ 1149102018504, ░░░ 9102012869, ░░░ 910201001) ░░░░░░░░░░ ░░░1 (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ 3921 №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 910-008) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░):
- ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ MiniMed Quick-Set ░░░-399 6 ░░/60 ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░░░ ░ 1 ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ MiniMed Mio MMT-943 6 ░░/60 ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░░░ ░ 1 ░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░-332░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░░░ ░ 1 ░░░░░;
- ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ FreeStyle Libre № ░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░ ░ 1 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░ |
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ |