ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-19130/2020
№ дела суда 1-й инстанции 2-3694/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 17 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Мартыновой Н.Н., Мамия М.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копыловой В. В. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о возложении обязанности обеспечить единовременную денежную выплату по кассационной жалобе Копыловой В. В. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 12.11.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12.03.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав представителей Копыловой В.В. по ордеру – адвокатов Жернового А.В. и Бочарова Е.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Копылова В.В. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о возложении обязанности обеспечить единовременную денежную выплату.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 12.11.2019 в удовлетворении исковых требований Копыловой В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12.03.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
В кассационной жалобе Копылова В.В. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, суд первой инстанции при рассмотрении спора вышел за пределы заявленных требований, судами неверно применены нормы жилищного законодательства, предусматривающие порядок обеспечения граждан жильем.
В судебное заседание явились представители Копыловой В.В. по ордерам – адвокаты Жерновой А.В. и Бочаров Е.В., поддержавшие доводы кассационной жалобы.
В судебное заседание не явился представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Департамент капитального строительства г. Севастополя извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечил явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Копылова В.В., проходившая воинскую службу в звании сержанта в войсковой части А 1656 Министерства обороны Украины, поставлена на квартирный учет при войсковой части А 1656 с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи три человека, в том числе: муж – Михайленко А.В., 1962 года рождения, сын – Михайленко С.А., 1987 года рождения.
Приказом командира войсковой части А0800 №-к от ДД.ММ.ГГГГ Копылова В.В. уволена с военной службы в запас по пункту «в» части 6 статьи 26 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» с оставлением на квартирном учете для получения жилья за счет жилищного фонда Министерства обороны Украины.
Истец Копылова В.В., а также члены ее семьи Жерновой С.А., Копылов И.В., Копылова В.И. зарегистрированы в <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН указанный жилой дом принадлежит Жерновому С.А. – сыну истца.
На заявление истца Копыловой В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ее и членов ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-исх истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Указом Президента №, поскольку истцом представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку истец Копылова В.В. является членом семьи собственника жилого дома площадью 165 кв.м.
После признания указанного решения Департамента капитального строительства г. Севастополя в судебном порядке незаконным на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке Копыловой В.В. и членов ее семьи Копылова И.В., Жернового С.А., Копыловой В.И. на учет граждан в целях получения единовременной денежной выплаты для обеспечения жилым помещением).
После повторного рассмотрения вопроса о постановке Копыловой В.В. и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с уведомлением Департамента капитального строительства г. Севастополя от 19.08.2019 № 5246/01-05-01.1-34/02/19 на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ истцу Копыловой В.В. и членам ее семьи отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2.4 Порядка учета отдельных категорий граждан, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 26.06.2018 №122-а/2018.
Согласно Распоряжению Департамента капитального строительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-р/2019 Копыловой В.В. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы площади жилого помещения установленной для данной категории граждан.
Не согласившись с данным решением Департамента капитального строительства г. Севастополя Копылова В.В. обратилась в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что учитывая факт обеспеченности истца и членов ее семьи площадью жилого помещения более учетной нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Департамента капитального строительства города Севастополя об отказе в принятии истца на жилищный учет.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 23 марта 2014 года №6 - ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что граждане Украины, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации, имеют право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность принятия органами местного самоуправления граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на учет в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (статья 52), определены понятие и критерии нуждаемости.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. То есть, кроме малоимущих граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя» установлено право на обеспечение жилыми помещениями граждан, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, уволенных с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, а также членов их семей (пункт 1 Указа).
В соответствии с пунктами 3, 4 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя. Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан.
Таким образом, порядок и критерии признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в получении жилых помещений (далее – нуждаемость) Указом Президента не установлены.
Такие условия определены в Жилищном Кодексе РФ, а также законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116, подпунктом 8 пункта 5.3 положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 26 июня 2018 года №122-а/2018 утвержден Порядок учета отдельных категорий граждан, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Указанным Порядком предусмотрены условия учета граждан в соответствии с Указом №116, в том числе определен критерий обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе для данной категории граждан (пункт 1.3 Порядка).
При этом пунктом 1.4 Порядка установлено, что учетная норма площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе для учета граждан, указанных в пункте 1.2 настоящего порядка, составляет двенадцать квадратных метров общей площади жилого помещения. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В целях учета к членам семьи граждан, указанных в пункте 1.2 настоящего порядка, относятся проживающие совместно с такими гражданами: супруг, дети и родители. Иные граждане могут быть признаны членами семьи в судебном порядке (Пункт 1.5 Порядка).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 12.11.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12.03.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Копыловой В. В. – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
М.Р. Мамий