РЕШЕНИЕ по делу № 2-439/2024
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года г. Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе судьи Поповой О.В., при секретаре Чистяковой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию Грязовецкого муниципального округа Вологодской области «Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога» о возложении обязанности
установил:
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Грязовецкого муниципального округа Вологодской области «Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога» (далее МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога») о возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения природоохранного законодательства в деятельности МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога». Установлено, что МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» осуществляет пользование водным объектом для забора водных ресурсов в с.Демьяново Грязовецкого округа Вологодской области. Между тем предприятием не осуществлено согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства деятельности, связанной с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения с применением мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Кроме того, МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» не представлены сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений в адрес Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству. По данным нарушениям прокуратурой в адрес МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» 25.12.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
С учетом заявления об изменении исковых требований просит: обязать МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган – Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству все предусмотренные пунктом 4 и подпунктом «б» пункта 5 Правил согласования федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», документы для согласования деятельности, связанной с забором воды из водного объекта – р. Монза Грязовецкого муниципального округа Вологодской области с применением мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Обязать МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений в уполномоченный орган – Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, осуществляющее функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Грязовецкого района Купецкова Е.В., действующая на основании доверенности, на удовлетворении иска, с учетом изменения требований, настаивала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» Жбанова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласна, дополнительно пояснила, что предприятием принимаются меры для исполнения заявленных исковых требований – запланированы работы по водолазному обследованию водозаборного сооружения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Северо-Западного территориального управления федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, направили отзыв на иск, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 27 июня 2024 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Грязовецкого муниципального округа.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Грязовецкого муниципального округа Гаричева К.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения природоохранного законодательства в деятельности МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога».
МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» на основании договора водопользования от 19.09.2014 № 35-08.01.03.001-Р-ДХВО-С-2014-02385/00 осуществляет пользование водным объектом для забора водных ресурсов р. Монза Грязовецкого муниципального округа Вологодской области.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (часть 2 указанной статьи).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды.
Частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменения среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания», мерой по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания является в том числе установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений.
Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохраной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлено, что такая деятельность может на них воздействовать.
На основании представленных документов указанным выше федеральным органом исполнительной власти оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам «б» - «ж» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380, их достаточность, а также определяется возможность проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, или необходимость проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, предусмотренных подпунктом «з» пункта 2 этого Положения.
Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания утверждены постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 (далее – Правила).
В силу подпункта «б» пункта 3 Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Пункт 4 Правил определяет, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя); б) о документации, прилагаемой к заявке.
На основании подпункта «б» пункта 5 Правил при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил к заявке прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Пункт 8 Правил предусматривает, что Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) с учетом соответствия (несоответствия) планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам «б» - «ж» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания»: деятельности, за исключением деятельности, указанной в подпункте «б» настоящего пункта, - в срок не более 30 календарных дней со дня получения заявки и прилагаемой к ней документации, указанной в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил.
Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» не осуществлено согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства деятельности, связанной с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения с применением мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Приказом Минстроя России от 16.06.2023 № 420/пр утвержден СП 101.13330.2023. «СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения» (далее – Свод правил). Согласно пунктам 9.4-9.5.1 Свода правил рыбозащитные сооружения должны быть эффективными, иметь параметры, отвечающие требованиям настоящего свода правил, безопасные для окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, человека, гидротехнических сооружений и (или) устройств забора воды и другого имущества. В соответствии с пунктом «Л3» Методики (методов) проведения испытаний по определению эффективности рыбозащитных сооружений, являющихся приложением Л к Своду правил, по результатам испытаний по определению эффективности рыбозащитного сооружения составляется отчет, который направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Приказом Росрыболовства от 14.06.2016 № 400 утверждено Положение о Северо-Западном территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству (далее Положение).
Пунктами 8.1.18 и 8.1.20 Положения за Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству закреплены полномочия по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания; а также полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Согласно информации Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 27.11.2023 № 05/12273 от МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений в адрес Управления не поступали; забор воды из водного объекта не согласовывался.
Таким образом, предприятием в нарушение положений Свода правил сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений в адрес Северо-Западного территориального управления федерального агентства по рыболовству не представлены.
По данным нарушениям Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» 25.12.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено ответчиком, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» о возложении обязанности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести, суд считает указанные прокурором сроки обоснованными и разумными.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию Грязовецкого муниципального округа Вологодской области «Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога» о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие Грязовецкого муниципального округа Вологодской области «Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога» в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган – Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству для согласования деятельности, связанной с забором воды из водного объекта – р.Монза Грязовецкого муниципального округа Вологодской области с применением мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, документы, предусмотренные пунктом 4 и подпунктом «б» пункта 5 Правил согласования федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания»: заявку о согласовании; документы, прилагаемые к заявке - копию проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, для согласования.
Обязать муниципальное унитарное предприятие Грязовецкого муниципального округа Вологодской области «Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога» в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить сведения о проведенных испытаниях по определению эффективности рыбозащитных сооружений в уполномоченный орган – Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, осуществляющее функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Грязовецкого муниципального округа Вологодской области «Управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вохтога», государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Попова О.В.
Мотивированное решение составлено 17 июля 2024 года.