ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-27220/2023
№ дела суда 1-й инстанции 2-47/2023
УИД 61RS0047-01-2022-001681-60
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 августа 2023 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мотиной И.И.,
судей Мартыновой Н.Н., Бетрозовой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казаковой Оксаны Анатольевны к Казакову Владимиру Владимировичу о лишении права на получение выплат,
по кассационной жалобе Казакова Владимира Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., выслушав объяснения представителя Казаковой О.А. и ее представителя ФИО8, просивших жалобу оставить без удовлетворения, заключение прокурора Фроловой Е.В., полагавшей кассационную жалобу не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Казакова О.А. обратилась в суд с иском к Казакову В.В. о лишении права на получение выплат.
В обоснование исковых требований указано, что Казакова О.А. является матерью Казакова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при проведении специальной военной операции на территории ДНР, <адрес>. Отцом Казакова В.В. является Казаков Владимир Владимирович. На момент рождения сына, стороны в браке не состояли, а ДД.ММ.ГГГГ установлено отцовство ответчика в отношении Казакова В.В. ДД.ММ.ГГГГ брак между сторонами расторгнут, после чего ответчик от участия в воспитании сына устранился, не оказывал материальной помощи, не общался с ребенком. Ответчик и погибший Казаков В.В. длительное время не общались, в период взросления сына ответчик не нес за него ответственность, не воспитывал, не содержал, не защищал его права и интересы, а значит, заслуги ответчика в том, что сын вырос достойным защитником Отечества, с честью исполнившим свой воинский долг, нет, в связи с чем, считает, что Казаков В.В. должен быть лишен права на получение единовременных пособий и страховых сумм в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы сына Казакова В.В..
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд лишить Казакова В.В. права на получение единовременных пособий и страховых сумм в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы сына Казакова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предусмотренных Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы...", Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Решением Октябрьского районного суда Ростовской области от 11 января 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 апреля 2023 года решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 11 января 2023 года отменено.
По делу принято новое решение, которым исковые требования Казаковой О.А. к Казакову В.В. о лишении права на получение выплат удовлетворены.
Казаков В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишён права на получение единовременных пособий и страховых сумм в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предусмотренных Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
В кассационной жалобе ответчик Казаков В.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 апреля 2023 года и оставить в силе решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 11 января 2023 года. В обоснование требований указывает на то, что к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание сына он не привлекался. Какие-либо претензии ко мне в период несовершеннолетия сына со стороны Казаковой О.А. не заявлялись, что она сама подтвердила в судебном заседании, пояснив, что алименты она действительно получала.
Заявитель указывает, что то обстоятельство, что брак между кассатором и Казаковой О.А. был расторгнут в связи с взаимным неприязненным отношением, не означает, что он перестал быть родным отцом своему сыну, на протяжении всей жизни являлся членом семьи ФИО2.
В судебном заседании истец Казакова О.А. и ее представитель ФИО8 против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Прокурор Фролова Е.В. полагала кассационную жалобу удовлетворению не подлежащей.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции ответчика, изложенной в кассационной жалобе, и истца, изложенной в исковом заявлении, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Казакова О.А. и Казаков В.В. являются родителями ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождения П-АН № от ДД.ММ.ГГГГ.
При рождении ФИО2 присвоена фамилия Гололобов, ДД.ММ.ГГГГ установлено отцовство ответчика в отношении Казакова В.В., что подтверждается свидетельством об установлении отцовства ГАН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Брак между Казаковой О.А. и Казаковым В.В. прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи СУ № 3 Октябрьского сельского района ростовской области, свидетельство о расторжении брака выдано ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из характеристики МБОУ СОШ № 20 г. Шахты Ростовской области, ФИО2 обучался в указанной школе с 2006 года по 7 класс, в 2012 году переведен в МБОУ СРШ № 28 в пос. 20 лет РККА. ФИО5 проживал с матерью Казаковой О.А., родители в разводе с 2007 года. Воспитанием сына, его материальным обеспечением с 2007 года занималась мать Казакова О.А. Отец - Казаков В.В., со слов матери, не принимал участия в воспитании своего сына.
При этом оба родителя обладали одинаковыми родительскими правами, никто из них не был в правах ограничен.
Со слов матери, кроме алиментов в размере <данные изъяты> в месяц, никакой больше материальной помощи не оказывал, с сыном не встречался, учебной и досуговой деятельностью ребенка не интересовался. На родительских собраниях за весь период обучения не присутствовал. ФИО5 был неконфликтным, добрым мальчиком, всегда приходил на помощь, участвовал в коллективных школьных мероприятиях.
Согласно характеристике выпускника МБОУ ООШ № 28 г. Шахты, ФИО2 обучался в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Воспитывался в полной семье (мать Казакова О.А., отчим - ФИО10). Отец Казаков В.В. участия в воспитании сына не принимал. В основном воспитанием ребенка занималась мать, Казакова О.А. посещала родительские собрания, следила за успеваемостью сына), который за время обучения показал удовлетворительные знания по всем предметам, занятия без уважительных причин не пропускал. Отношения у ФИО5 с одноклассниками ровные, спокойные. К взрослым относился уважительно.
По учетным данным военного комиссариата Казаков В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате города Шахты и Октябрьского района Ростовской области.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации на территории Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии был призван на военную службу по мобилизации и направлен в воинскую часть 91706.
Согласно поступившего из войсковой части 91706 извещения № от ДД.ММ.ГГГГ, военный комиссариат города Шахты и Октябрьского района известил Казакову О.А. о том, что ее сын Казаков В.В. погиб при исполнении обязанностей в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, при выполнении боевых задач во время специальной военной операции на территории Украины.
ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом г. Шахты и Октябрьского района Ростовской области передан комплект документов в отношении Казакова В.В. в войсковую часть 91706 для назначения его матери выплаты страховой суммы и единовременного пособия.
Оформлением документов для назначения единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», единовременного пособия в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы..." и выплаты страховой суммы в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» осуществляла войсковая часть.
На момент смерти Казаков В.В. был холост.
На основании информации, содержащейся в письменных пояснениях Министерства труда и социального развития Ростовской области, на основании поступивших заявлений от Казаковой О.А. и Казакова В.В. в соответствии с п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп Казакову В.В. и Казаковой О.А. произведена единовременная выплата как членам семьи погибшего Казакова В.В.
Как следует из материалов дела, ответчик материального участия в содержании ребенка не принимал, в связи с чем истец была вынуждена обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Судебным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района Ростовской области с Казакова В.В. взысканы алименты в пользу Казаковой О.А. на содержание ребенка - Казакова В.В. в размере 1/4 части от среднемесячной зарплаты.
В связи с уклонением ответчика от добровольной выплаты алиментов на основании данного судебного приказа ОСП по г. Шахты и Октябрьскому району УФССП России по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Шахты и Октябрьскому району УФССП России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должник не работал, алименты не выплачивал, задолженность по алиментам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>
Казакова О.А., обращаясь в суд с настоящим иском, полагала несправедливым наличие у ответчика права на получение указанной выплаты, так как Казаков В.В. был безразличен к судьбе сына, уклонялся от выполнения своих обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребёнка, не видел ребёнка на протяжении долгого времени.
Разрешая спор, суд руководствовался статей 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации, статей 47, 64, 71 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», и исходил из того, что Казаков В.В. является отцом Казакова В.В., он не лишен родительских прав, следовательно, не лишен прав, основанных на факте родства с ребенком, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверяя правильность применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их обоснованием и принял решение об удовлетворении исковых требований Казаковой О.А. в полном объеме, поскольку представленные истцом доказательства позволяют в своей совокупности сделать вывод о наличии оснований для признания факта злостного уклонения ответчика от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию своего ребенка, а, следовательно, для лишения его прав на получение социальных выплат и пособий в связи с гибелью сына при выполнении им воинской обязанности.
Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" и Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.
В соответствии с названным Указом в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере <данные изъяты> в равных долях. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а получение этой выплаты не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" на случай гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи закрепляет выплачиваемое в равных долях единовременное пособие в размере <данные изъяты> (ч. 8 ст. 3) и ежемесячную денежную компенсацию (ч. 9 ст. 3).
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья. Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее ст. ст. 2, 7, 39, 41, 45, 59, 71, - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 года N 18-П, от 17 мая 2011 года N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи в настоящее время включает в себя пенсионное и страховое обеспечение по ст. 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 3 ст. 2, ст. 4, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", меры социальной поддержки в виде пособий и компенсаций, предусмотренных ч.ч. 8 - 10 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Указами Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", от 18 апреля 2022 г. N 209 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим пограничных органов федеральной службы безопасности и членам их семей" и т.д. Причем, при определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на спорные из названных выплат, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная в Российской Федерации система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
С другой стороны, правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 года N 16-П).
Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, включающую ряд денежных выплат. Их же предназначение - компенсировать родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей этих выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих, в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" и в ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Ст. 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Согласно п. 1 ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации). Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п. 4 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав.
П. 1 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав.
Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
В вопросе о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, учитываются продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка. О злостном характере уклонения от уплаты алиментов может свидетельствовать розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения.
Таким образом, семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Соответственно, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
С учетом установленных обстоятельств, а именно полного отсутствия внимания ответчика к судьбе сына, игнорирование его материальных потребностей, что нашло свое подтверждение в судебном заседании из представленных доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности лишения ответчика права на заявляемые им пособия и социальные гарантии, связанные с фактом гибели военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, ввиду того, что Казаков В.В. фактически уклонялся от выполнения своих обязанностей по воспитанию сына, что выражалось в отсутствии заботы о его здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы суда апелляционной инстанции находит верными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, являлись предметом проверки и оценки суда, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений нижестоящими судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений. Все изложенные в кассационных жалобах доводы уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Казакова Владимира Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи