Дело № 2-548/2024
УИД: 58RS0012-01-2024-001027-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2024 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Седовой Н.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Евдокимовой М.Н.,
при секретаре Мисулиной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Каменке Пензенской области гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах и в защиту прав неопределенного круга лиц, к администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области о возложении обязанности организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих,
У С Т А Н О В И Л:
Каменский межрайонный прокурор Пензенской области, действуя в интересах и в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Каменской межрайонной прокуратурой проведена проверка в администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области, в ходе которой установлены нарушения законодательства о муниципальной службе, в ходе которой установлено, что по состоянию на 01.06.2024 в администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области по трудовым договорам осуществляют деятельность 3 муниципальных служащих. Администрацией Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области в нарушение пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 года № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболевания, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» диспансеризация муниципальных служащих администрации в 2022 году, в 2023 году, в 2024 году не проводилась, график прохождения диспансеризации администрацией на 2022 год, на 2023 год, на 2024 год не утверждался, список муниципальных служащих в какое-либо медицинское учреждение не направлялся.
Вышеуказанное нарушение может повлечь негативные последствия, выразившиеся в допуске к выполнению служебных обязанностей муниципальных служащих с заболеваниями, препятствующими прохождению муниципальной службы.
20.06.2024 Каменским межрайонным прокурором в адрес главы администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области внесено представление об устранении указанных нарушений федерального законодательства РФ.
Из ответа на представление, поступившего в Каменскую межрайонную прокуратуру, следует, что указанные нарушения требований законодательства о муниципальной службе не устранены.
На основании изложенного, ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 214 ТК РФ, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 года № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболевания, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения», истец просил обязать администрацию Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Евдокимова М.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Считала возможным установить срок исполнения решения суда – до 01.12.2024.
Представитель ответчика администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования просил удовлетворить.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
В силу ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Далее – ТК РФ) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно - гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
Частями 4, 6 и 7 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н (Далее – Порядок).
Под диспансеризацией, применительно к настоящему Порядку, понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего.
В соответствии с п. 3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика".
В силу пункта 4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований.
В соответствии с пунктами 5, 6 указанного Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем). Гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком.
Согласно пункту 7 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
В силу пункта 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением N 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Заключение, выданное гражданскому служащему или муниципальному служащему по результатам диспансеризации, действительно до прохождения следующей диспансеризации.
Заключение приобщается к личному делу гражданского служащего или муниципального служащего в соответствии с Положением о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела».
В судебном заседании установлено, что по состоянию на 01.06.2024 в администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области по трудовым договорам осуществляют деятельность 3 муниципальных служащих, что подтверждается сообщением главы администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области 11.06.2024 (л.д.).
В ходе проведенной Каменской межрайонной прокуратурой проверки, установлено, что диспансеризация муниципальных служащих администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области в 2022 году, в 2023 году, в 2024 году не проводилась, график прохождения диспансеризации администрацией на 2022 год, на 2023 год, на 2024 год не утверждался, список муниципальных служащих в какое-либо медицинское учреждение не направлялся.
20.06.2024 Каменским межрайонным прокурором в адрес главы администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области внесено представление об устранении указанных нарушений федерального законодательства РФ (л.д.).
Согласно ответу главы администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области на представление Каменского межрайонного прокурора, в бюджете Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района нет денежных средств на заключение договоров с ГБУЗ «Каменская ЦРБ» на проведение диспансеризации муниципальных служащих.
Указанные нарушения требований законодательства о муниципальной службе до настоящего времени ответчиком не устранены.
Нарушение порядка и сроков прохождения диспансеризации муниципальных служащих влечет за собой не выявление или несвоевременное выявление заболеваний, препятствующих прохождению муниципальной службы, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, реализация которых связана с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей муниципальными служащими.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым обязать администрацию Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Представитель истца просил установить срок исполнения решения суда до 01.12.2024.
Решая вопрос о сроке, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда, с учетом разумности и необходимого времени для решения организационных и иных вопросов, с учетом соблюдения баланса интересов, значимости диспансеризации для неопределенного круга лиц, суд считает целесообразным установить для ответчика срок для исполнения решения суда до 01.12.2024. Данный срок суд считает разумным и не противоречащим требованиям закона.
Исходя из изложенного, суд находит исковое заявление Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах и в защиту прав неопределенного круга лиц, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Каменского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в интересах и в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области о возложении обязанности организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих - удовлетворить.
Обязать администрацию Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области.
Установить администрации Кевдо-Мельситовского сельсовета Каменского района Пензенской области срок для исполнения решения суда до 01.12.2024.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2024 года.
Председательствующий: Н.В. Седова