Дело №2а-637/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Казацкого В.В.
при секретаре: Лукашовой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску Кулик А. П. в лице ее представителя Нагорной Е. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованное лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением Севастопольского городского совета 5 созыва № ей было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0040 га, предназначенного для строительства и обслуживания гаража, расположенного по адресу: г. Севастополь, по <адрес>). Во исполнение данного решения административным истцом был изготовлен проект землеустройства по отводу земельного участка, данный проект был согласован и утвержден, однако завершить оформление земельного участка до 2014 года не представилось возможным. ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления ей было отказано, поскольку в представленных на рассмотрение материалах отсутствуют сведения о принадлежности строения (сооружения), расположенного на испрашиваемом земельном участке. Считает вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратилась в суд.
Административный истец в судебное заседание не явилась, была уведомлена, направила своего представителя.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении требований административного иска настаивает в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на административный иск не представил.
Представитель заинтересованного лица Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на административный иск не представил.
Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для частичного удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ решением Севастопольского городского совета 6 сессии 5 созыва № Кулик А.П. было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0040 га, предназначенного для строительства и обслуживания гаража, расположенного по адресу: г. Севастополь, по <адрес>). Во исполнение данного решения административным истцом был изготовлен проект землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0040 га, предназначенного для строительства и обслуживания гаража, расположенного по адресу: г. Севастополь, по <адрес>). Данный проект был согласован, в ходе его составления каких-либо несоответствий испрашиваемого земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 года №4114, выявлено не было.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец через МФЦ обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 29 кв. м.
Решением административного ответчика, оформленным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ №, в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было отказано, поскольку в представленных на рассмотрение материалах отсутствуют сведения о принадлежности строения (сооружения), расположенного на испрашиваемом земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок подготовки схемы земельного участка на кадастровом плане территории определен ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Пунктами 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно п. 7 ст. 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 года №299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), по одному из следующих оснований: - отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В то же время, согласно ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: - нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; - несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации (ч.6 ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС).
В соответствии с п. 4 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 года №25-ПП (далее - Порядок) с целью завершения оформления прав на земельный участок заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 г., а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка либо обеспечивает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, образованного в соответствии с земельным законодательством Украины до 21 марта 2014 г.
Согласно п. 10 Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
Каких-либо иных оснований для отказа в утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории ни Законом города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", ни Порядком передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 года №25-ПП, не предусмотрено.
Органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, в том числе по утверждению схемы расположения земельных участков, является Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что административный истец обратился к административному ответчику за утверждением схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории не в общем порядке, установленном ЗК РФ, а в порядке завершения оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, специально предусмотренного действующим федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, учитывая принцип правовой определенности, суд приходит к убеждению, что, в данном случае, требования Закона города Севастополя от 07.12.2016 года №299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" в отношении земельного участка, испрашиваемого административным истцом, не распространяются.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований как для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, так и для отказа в утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, поданной в рамках процедуры завершения оформления права на земельный участок.
При этом такое основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, как отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, вышеуказанным перечнем не предусмотрено.
Также суд приходит к убеждению о необоснованности ссылки административного ответчика на такое основание для отказа, как наличие на земельном участке объекта недвижимости – строения (сооружения), и отсутствия в представленных документах сведений о принадлежности указанного строения, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение вышеизложенному административным ответчиком суду не предоставлено.
Таким образом, в нарушение ст. 62, 226 КАС РФ административным ответчиком не представлено суду никаких доказательств обоснованности принятого ним оспариваемого решения.
При этом к доводам административного истца о том, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на закон субъекта РФ после 01 января 2020 года невозможен в силу прямых указаний ч. 29 ст. 34 ФЗ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» суд относится критически, поскольку в соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На основании изложенного, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению об обоснованности заявленных исковых требований в части признания отказа незаконным и считает необходимым административный иск в данной части удовлетворить.
В то же время, поскольку принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории относится к компетенции уполномоченного органа, суд, признав незаконным решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца, поскольку исходя из целей и задач административного судопроизводства, суд не вправе подменять собой иные административные органы и именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -
решил:
Иск удовлетворить частично.
Признать решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № – незаконным.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Кулик А. П. № от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ <адрес>) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
В удовлетворении исковых требований в иной части – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 22 апреля 2021 года.
Судья В.В.Казацкий