УИД 77RS0029-02-2023-011377-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2023 года адрес
Тушинский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Изотовой Е.В.,
при помощнике фио,
с участием прокурора фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5970/23 по иску Министерства обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России к Новожилову Алексею Владимировичу, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней фио о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
истцы Министерство обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России обратились в суд с иском к Новожилову А.В., действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней фио, паспортные данные, о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, выселении их из данной квартиры и снятии с регистрационного учета по названному адресу, а также о взыскании с них в пользу Министерства обороны Российской Федерации денежных средств в сумме сумма за незаконное использование в период с 30 июня 2023 года по 30 июля 2023 года данного служебного жилого помещения.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 14 октября 2020 года № 2366 жилое помещение по адресу: адрес закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России. В ходе проведенной сотрудниками истца проверки установлено, что в данном жилом помещении проживают ответчики Новожилов А.В. и фио, которые были вселены в указанную квартиру на основании ордера от 05 апреля 2004 года и договора найма от 12 сентября 2011 года, заключенного между Новожиловым А.В. и ФГУ «Замоскворецкая КЭЧ». Однако в настоящее время ответчик Новожилов А.В. военнослужащим либо сотрудником Министерства обороны Российской Федерации не является, в договорных отношениях с истцом не находится, в связи с чем 15 июня 2023 года ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России ему направлено уведомление о необходимости освобождения специализированного служебного помещения. Между тем квартира № 42, расположенная по адресу: адрес, ответчиками до настоящего времени не освобождена. При этом спорное жилое помещение могло быть предоставлено истцом военнослужащему и членам его семьи для проживания, в связи с чем истец также просит взыскать с ответчиков денежные средства в размере сумма за незаконное использование в период с 30 июня 2023 года по 30 июля 2023 года данного служебного жилого помещения.
Представитель истцов ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса), Министерства обороны РФ по доверенности фио в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель истца ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) по доверенности фио в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Новожилов А.В., действующий также в интересах несовершеннолетней фио, представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать по доводам письменных возражений.
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования о выселении подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, оценив доказательства, собранные по делу, в их совокупности и взаимозависимости по правилам главы 6 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений, действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В силу ч. 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Положениями ст. 103 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
По смыслу п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» документы о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Судом установлено, что спорным жилым помещением является квартира № 42 по адресу: адрес, находящаяся с 10 мая 2017 года в собственности Российской Федерации и закрепленная на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации с 14 октября 2020 года (приказ директора Департамента военного имущества Минобороны России № 2366).
Из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 55338 от 03 декабря 2001 года № 12 следует, что квартира № 42 в новом общежитии квартирного типа по адресу: адрес (бывший дом № 10) распределена капитану Новожилову А.В. (л.д. 63-65).
На основании ордера от 05 апреля 2004 года № 60/5 (л.д. 66) данное жилое помещение на время заключения контракта предоставлено майору Новожилову А.В. на семью, состоящую из трех человек (он, жена фио и сын фио).
12 сентября 2011 года между ФГУ «Замоскворецкая квартирно-эксплуатационная часть» Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника фио и Новожиловым А.В. заключен договор найма жилого помещения в отношении квартиры № 42 по адресу: адрес, совместно с нанимателем в жилое помещение вселена дочь фио, паспортные данные
Из акта от 07 июня 2023 года следует, что фактически в квартире № 42, расположенной по адресу: адрес, Родионовская, д. 10, проживают ответчики (л.д. 10).
14 апреля 2023 года ФГАУ «Росжилкомпекс» Новожилову А.В. направило уведомление о расторжении договора найма вышеприведенного жилого помещения (л.д. 13).
15 июня 2023 года ФГАУ «Росжилкомпекс» ответчикам направлено уведомление о выселении из квартиры № 42 по адресу: адрес и сдаче указанного жилого помещения в связи с истечением предельного пятилетнего срока договора найма, установленного ст. 683 ГК РФ (л.д. 11).
Из справки ФГАУ «Росжилкомпекс» следует, что Новожилов А.В. и фио на учете нуждающихся в обеспечении жильем для постоянного проживания не состоят, соответствующие заявления от них не поступали (л.д. 51).
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. №1082, Министерство обороны Российской, является уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
На основании ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 62-ФЗ «Об обороне», пункта 1 ст. 26 названного Федерального закона, финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.
Частью 3 ст.104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Статьей 103 ЖК РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В части 2 статьи 103 ЖК РФ приведен перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Из содержания приведенных положений ст. 103 ЖК РФ, следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения возникает у лиц, названных в статье при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
Из учетных данных жилищных органов Минобороны России, сведений о том, что ответчики состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, не имеется, документы, позволяющие отнести их к категории лиц, обладающих правом на жилищное обеспечение, также не имеется, совокупность предусмотренных ст. 103 ЖК РФ условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, отсутствует.
Более того, приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений» полномочия по распределению, предоставлению жилых помещений и заключению договоров социального найма переданы Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России.
Приказом Министра обороны РФ от 03 ноября 2011 года № 1455 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Согласно п. 7 Положения одной из основных задач Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Таким образом, на момент заключения договора социального найма, т.е. 12 сентября 2011 года, у ФГУ «Замоскворецкая квартирно-эксплуатационная часть Министерства обороны РФ» отсутствовали полномочия на заключение указанного договора, поскольку Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений» полномочия по распределению, предоставлению жилых помещений и заключению договоров социального найма переданы Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
При этом решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения Новожилову А.В. либо иные документы, послужившие основанием для заключения с ним договора социального найма, в частности, о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в суд не представлены.
Кроме того, не предоставлены в ходе рассмотрения дела и доказательства, подтверждающие, что ответчик на момент его обеспечения спорным жилым помещением проходил службу в Министерстве обороны РФ или являлся гражданским персоналом Министерства обороны РФ.
Напротив, из предоставленной ответчиком Новожиловым А.В. выписки из приказа командира войсковой части 55338 от 05 апреля 2006 года следует, что по состоянию на 01 апреля 2006 года его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 15 лет 8 месяцев; Новожилов А.В. уволен в запас приказом от 25 ноября 2005 года по истечении срока контракта.
Таким образом, учитывая, что в настоящее время ответчики на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят, никто из ответчиков не состоит в трудовых отношениях с Минобороны России или военно-служебных отношениях, а в силу ст. 683 ГК РФ срок действия договора найма истек, то суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России к Новожилову А.В. и фио о признании утратившими право пользования жилым помещением по адресу: адрес, выселении из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета по данному адресу.
Заявление стороны ответчиков о пропуске срока исковой давности судом отклоняется, так как оно не учитывает длящийся характер жилищных правоотношений.
Сам по себе факт длительного проживания ответчиков в жилом помещении в отсутствие права пользования им не влечет возникновения у них права на данную жилую площадь. Суд отклоняет как несостоятельные доводы стороны ответчиков об исполнении ими обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку они сохраняют регистрацию в спорной квартире, в этой связи на ответчиков начисляются коммунальные платежи, которые последние в силу норм ЖК РФ обязаны оплачивать.
То обстоятельство, что у фио и фио не имеется на праве собственности жилых помещений, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФГАУ «Росжилкомпекс», поскольку в настоящее время права в отношении спорной квартиры у ответчиков отсутствуют.
При этом довод ответчиков о том, что они не подлежат выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения, поскольку у фио стаж военной службы составляет более 10 лет, основан на неверном толковании норм права.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие-граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Из указанной статьи следует, что гражданин не подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения при соблюдении вышеуказанных условий.
Если обстоятельства дела не удовлетворяют данным условиям, то гражданин должен быть выселен из незаконно занимаемого специализированного жилого фонда без предоставления другого жилого помещения.
Из материалов дела усматривается и стороной ответчика не оспаривается, что Новожилов А.В. в 2005 году был уволен с военной службы по окончанию срока действия контракта, на момент увольнения выслуга лет составила 15 лет 8 месяцев, то есть условия обеспечения жилыми помещениями по ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в данном случае отсутствуют.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не нашел подтверждение тот факт, что ответчики в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ находятся на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете.
Оснований для удовлетворения исковых требований к ответчикам о взыскании суммы ущерба в размере сумма за незаконное пользование и проживание в служебном жилом помещении суд не усматривает, поскольку полагает, что истцом в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что проживание ответчиков в спорном жилом помещении причинило истцу ущерб в заявленном размере, учитывая, что проживание в квартире ответчиками оплачивалось, задолженности по оплате содержания жилья и коммунальных услуг не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Министерства обороны РФ (ОГРН 1037700255284), ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России (ИНН 5047041033) к Новожилову Алексею Владимировичу (паспортные данные......), действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней фио, (свидетельство о рождении V-МЮ 699195) о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Признать Новожилова Алексея Владимировича, несовершеннолетнюю фио утратившими право пользования квартирой по адресу: адрес.
Выселить Новожилова Алексея Владимировича, несовершеннолетнюю фио из жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: адрес, без предоставления другого жилого помещения.
Решение является основанием для снятия Новожилова Алексея Владимировича, несовершеннолетней фио с регистрационного учета по адресу: адрес.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Изотова
Мотивированное решение суда составлено 10 января 2024 года.