Дело № 2-821/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРИЦИИ
06 апреля 2017 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым
в составе: председательствующей судьи Пакула М.Р.
при секретаре Кочетовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 о признании утратившим право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л
ФИО2 обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ФИО3 о признании утратившим право пользования жилым помещением. Исковые требования мотивирует тем, что на основании договора купли-продажи от 12 января 2016 года она является собственником жилого <адрес> в <адрес> Республики Крым, в котором зарегистрирован ФИО4 Ш.Б. Однако с момента приобретения ею указанного жилого дома ФИО4 Ш.Б. в там не проживает, членом ее семьи не никогда не являлся и не является. Никаких договорных обязательств у нее (ФИО2) с ФИО3 нет. На основании изложенного, просит признать ответчика ФИО3 утратившим право пользования жилым домом № по <адрес> в <адрес> Республики Крым.
В судебном заседании истица заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав доводы участников процесса, пояснения свидетелей ФИО7, ФИО8, проверив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.
Так, судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО2 является собственником жилого <адрес> в <адрес> Республики Крым.
Как следует из домовой книги в принадлежащем ФИО2 жилом <адрес> в <адрес> Республики Крым зарегистрирован ФИО4 Ш.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7, ФИО8 пояснили, что ФИО4 Ш.Б. является братом ФИО9 – бывшего собственника дома по <адрес> в <адрес>, и постоянно проживает заграницей. С момента приобретения ФИО2 жилого дома по <адрес> в <адрес> ФИО4 Ш.Б. там не появлялся.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации регламентировано, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
По статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не
были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения согласно части 2 указанной статьи вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В силу частей 1, 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 11, 13 постановления № 14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Также необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-І «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительство могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание установленные факты и соответствующие им правоотношения, а также оценивая представленные доказательства, учитывая то, что ответчик ФИО4 Ш.Б. по адресу: <адрес>, не проживает, не является членом семьи истицы ФИО2 и, кроме того, в установленном законом порядке право собственности или право пользования указанным домом не приобрел, заявленные исковые требования истицы ФИО2 суд находит обоснованными и считает необходимым признать ФИО3 утратившим право пользования жилым домом № по <адрес> в <адрес> Республики Крым.
В порядке части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ФИО3 в пользу истицы ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 35 Конституции Российской Федерации, статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 31, 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 55-56, 59-60, 67, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
Исковое заявление ФИО2 к ФИО3 о признании утратившим право пользования жилым помещением - удовлетворить.
Признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением - домом № по <адрес> в <адрес> Республики Крым.
Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО2 государственную пошлину в размере 300 (трехсот рублей).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи через Симферопольский районный суд Республики Крым апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено и подписано 10 апреля 2017 года.
Судья М.Р. Пакула