Дело № 2-1369/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 18 июля 2018 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мартыновой И.А.,
при секретаре Андрющенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тырышкиной Анастасии Анатольевны, Тырышкина Сергея Анатольевича в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тырышкиной Кристины Сергеевны, Тырышкина Даниила Сергеевича к администрации Первомайского района Алтайского края, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Тырышкина А.А., Тырышкин С.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тырышкиной К.С., Тырышкина Д.С. обратились в суд с указанным иском к администрации Первомайского района Алтайского края и просили обязать ответчика предоставить истцам по договору социального найма вне очереди взамен признанного аварийным и подлежащим сносу жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, указав в обоснование исковых требований, что истцы зарегистрированы в доме барачного типа по адресу: АДРЕС.
ДАТА жилой АДРЕС в АДРЕС признан аварийным.
Истцы указывают, что в 2013 году в этом доме произошел обвал кровли, а в 2015 году дом уничтожен, в результате чего истцы лишились единственного жилья и по настоящее время не обеспечены другим жилым помещением.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края.
В судебном заседании представитель истца Тырышкиной А.А. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Истцы Тырышкина А.А., Тырышкин С.А., Тырышкина К.С. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, отказа от иска не поступило.
Представитель ответчиков администрации Первомайского района Алтайского края, комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края просила в удовлетворении требований истцам отказать.
Представитель третьего лица администрации Сибирского сельсовета Первомайского района Алтайского края возражений по иску не имеет.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу требований ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом в соответствии с требованиями ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Таким образом, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Наличие одного лишь факта признания жилого помещения аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке. Право на компенсационное получение жилого помещения лицом, проживающим в аварийном жилом помещении, не является самостоятельным и возникает в зависимости от нуждаемости лица в предоставлении жилья.
При этом в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 04.04.1996 N 9-П и от 02.02.1998 N 4-П, определения от 13.07.2000 N 185-О и от 05.10.2000 N 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Из представленных суду доказательств следует, что семья истцов на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не состоит, малоимущей в установленном порядке не признавалась.
При установленных обстоятельствах у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствует обязанность предоставить истцам другое жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тырышкиной Анастасии Анатольевны, Тырышкина Сергея Анатольевича в своих интересах и интересах несовершеннолетних Тырышкиной Кристины Сергеевны, Тырышкина Даниила Сергеевича к администрации Первомайского района Алтайского края, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий И.А. Мартынова