КОПИЯ
УИД: 59RS0004-01-2021-001706-67
Дело № 2а-1625/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 28 апреля 2021 г.
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Манько А.В.,
при секретаре Елоховой А.С.,
с участием Тарасовой Н.Н.,
представителя прокуратуры Пермского края-прокурора Сидорова И.М., действующего на основании доверенности,
заинтересованного лица Козодоя В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарасовой ФИО8 к Пермской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуеву ФИО10, прокуратуре Пермского края о признании незаконным ответа прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуева ФИО9 от 14 января 2021г. № №, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Тарасова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пермской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, прокурору по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях, прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуеву ФИО11 прокуратуре Пермского края о признании незаконным ответа прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуева В.С. от 14.01.2021 г., возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований Тарасова Н.Н. указывает, что она, как представитель Козодоя ФИО12, отбывающего наказание в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю, действуя на основании нотариальной доверенности № от 1 августа 2018 г., доверенности от 23.09.2020 г., удостоверенной начальником ФКУ ИК-20 ГУФСИН России по Пермскому краю Здвижковым П.Г., 24 декабря 2020 г. обратилась в Пермскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с ходатайством об ознакомлении с материалами надзорного производства № №, снятии копий с документов с использованием собственных технических средств.
Рассмотрев рапорт старшего помощника прокурора Сидорова И.М. от 29 декабря 2020 г. о необходимости изъятия из надзорного производства копий материалов личного дела осужденного, содержащих гриф «Для служебного пользования» (материалов проверок о привлечении к дисциплинарной ответственности осужденного Козодоя В.М. от 12.10.2020 г., 19.10.2020 г., арматурной карты осужденного Козодоя В.М., карточки учета свиданий, выдачи передач, посылок и бандеролей, копий журналов учета передач в ФКУ ИК-40 ГУФСИН по Пермскому краю) и объяснений должностных лиц, содержащих их персональные данные, прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуев В.С. принял решение ознакомить ее частично с материалами надзорного производства, изъяв из него документы, которые, по его мнению, не подлежат ознакомлению.
Материалы надзорного производства № № предоставлены ей для ознакомления старшим помощником прокурора Сидоровым И.М. 30 декабря 2020 г. в неполном объеме.
В этот же день она обратилась к прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуеву В.С. с заявлением об ознакомлении ее с изъятыми документами, которые не содержат в себе государственную или другую охраняемую федеральным законом тайну.
Прокурором Расторгуевым В.С. 14.01.2021 г. дан ответ о том, что в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп «Об утверждении Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений», регулирующих учет и ведение личных дел осужденных, личное дело осужденного является основным учетным документов, имеет гриф ограниченного распространения «Для служебного пользования», в связи с чем копирование и распространение документов подлежит ограниченному кругу должностных лиц.
Данный ответ прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуева В.С. является незаконным, противоречит положениям ч.2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст.5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», главе 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), п. 4.15 приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращения о приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
Материалы проверок о привлечении к дисциплинарной ответственности Козодоя В.М., копии его арматурной карты осужденного, карточки учета свиданий, выдачи передач, посылок и бандеролей, журнала учета передач, а также объяснения должностных лиц учреждения исполнения наказания о наличии у Козодоя В.М. обуви, установленного образца, затрагивают права и свободы Козодоя В.М., поскольку являются материалами прокурорской проверки, проведенной по ее заявлению, как представителя Козодоя В.М., по факту незаконного наложения администрацией ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю на Козодоя В.М. мер взыскания.
Поскольку Козодой В.М. находится в местах лишения свободы, она как его представитель, действуя на основании доверенностей, имеет право знакомиться со всеми документами и материалами проверок на основании ее заявлений, которые объединены в надзорное производство № №.
Инструкция о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утверждённая приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.08.2007 г. № 161-дсп, противоречит ч.2 ст. 24, ч. ч.1, 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, официально не опубликована, в связи с чем не может применяться, как не вступившая в законную силу.
На основании вышеизложенного, Тарасова Н.Н. просит:
- признать незаконным решение прокурора Пермской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, как нарушающего положения ст. 15, ч.2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», главу 10 ГК РФ, п. 4.15 приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращения о приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», ее законные права и интересы как заявителя по материалам проверок надзорного производства №, а также как представителя ФИО2, действующего в соответствии с главой 10 ГК РФ.
-возложить на Пермскую краевую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и на прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуева В.С. обязанность устранить нарушение прав заявителя путем ознакомления ее с материалами надзорного производства № 89ж-2020 в полном объеме;
- взыскать с Пермской краевой прокуратуры, прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуева В.С. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением суда от 6 апреля 2021 г. в качестве заинтересованного лица привлечен Козодой В.М.
Административный истец в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представитель прокуратуры <Адрес>, прокурор Пермской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возражает против заявленных требований, указывая, что Тарасова Н.Н. была ознакомлена с материалами надзорного производства № №, которое содержало в себе все документы, которые касались Козодоя В.М. и привлечения его к дисциплинарной ответственности. Из материала надзорного производства были исключены только документы, относящиеся к документам «для служебного пользования», то есть документы, содержащие в себе сведения, персональные данные других осужденных, работников колонии, прокуратуры, которые распространению, тем более копированию не подлежат. При этом оспариваемым решением прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуева В.С. от 14 января 2021 г. права и законные интересы Тарасовой Н.Н. не нарушены.
Заинтересованное лицо Козодой В.М., участие которого в судебном заседании обеспечено судом с помощью видеоконференц-связи, просит удовлетворить требования административного истца.
Прокурор Пермской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуев В.С. в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, материалы надзорного производства № лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Из материалов административного дела, надзорного производства № следует, что 24 декабря 2020 г. Тарасова Н.Н., действуя в качестве представителя Козодоя В.М., отбывающего наказание в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю, обратилась к прокурору Пермской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Расторгуеву В.С. с ходатайством об ознакомлении с материалами надзорного производства № и снятием копий документов и материалов с использованием собственных технических средств (л.д. 10).
Указанное заявление зарегистрировано 24 декабря 2020 г. за вх №.
Старшим помощником прокурора Пермской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Сидоровым И.М. 29 декабря 2020 г. на имя Пермского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Расторгуева В.С. подан рапорт об изъятии из надзорного производства материалов проверок о привлечении к дисциплинарной ответственности осужденного Козодоя В.М. от 12.10.2020 г., 19.10.2020 г., за исключением постановлений о наложении дисциплинарных взысканий; арматурную карту осужденного Козодоя В.М., карточку учета свиданий, выдачи передач, посылок и бандеролей осужденного Козодоя В.М., объяснение должностного лица от 01.12.2020 г., содержащего адрес места жительства его и членов его семьи, в котором указано о наличии у осужденного Козодоя В.М. обуви установленного образца, сроках носки фирменной одежды, а также сведения о том, что осужденный Козодой В.М. не обращался с заявлением о выдаче ему обуви; копии журнала учета полученных осужденными в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю посылок, так как они содержат сведения о лицах и получаемых ими передачах в исправительном учреждении; копии материалов из личного дела осужденного Козодой В.М., а именно: расписки осужденного Козодоя В.М. об ознакомлениях с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, копии переписки с администрацией учреждения о разрешении пользоваться в учреждении аудиоплеером.
Из содержания данного рапорта следует, что материалы проверки содержат в себе копии материалов личного дела осужденного, содержащие гриф «Для служебного пользования», персональные данные сотрудников учреждения, место жительства, даты рождения, номера телефонов и другие данные, в связи с чем ознакомление Тарасовой Н.Н. с материалами надзорного производства возможно только частично, изъяв временно из них документы, не подлежащие ознакомлению (л.д.30).
По результатам рассмотрения рапорта прокурором Пермской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Расторгуевым В.С. поставлена резолюция о разрешении ознакомления заявителя с материалами надзорного производства с учетом данных, изложенных в рапорте старшего помощника прокурора Сидорова И.М. об изъятии материалов с грифом «ДСП».
Старший помощник прокурора Сидоров И.М. 29.12.2020 г. в 17 час. 20 мин. уведомил по телефону Тарасову Н.Н. о возможности ознакомления с материалами надзорного производства № в рабочее время, о чем составлен рапорт.
Тарасова Н.Н. 30 декабря 2020 г. ознакомлена с материалами надзорного производства № 89ж-2020, то подтверждается распиской, имеющейся в материалах надзорного производства.
Тарасовой Н.Н. 30 декабря 2020 г. на имя прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Расторгуева В.С. подано заявление, в котором она просит ознакомить ее с изъятыми документами из материалов надзорного производства № №, так как в данных документах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (л.д. 10).
На данное заявление прокурором Пермской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях ФИО1 дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ФИО3 указано, что в соответствии с требованием Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. В соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп «Об утверждении Инструкции о работе специальных отделов групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных учреждений», регулирующих учет и ведение личных дел осужденных, личное дело осужденного является основным учетным документом, имеет гриф ограниченного распространения «Для служебного пользования», в связи с чем копирование и распространение подлежит ограниченному кругу должностных лиц. Ранее работниками прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ Вы ознакомлены с материалами надзорного производства № по жалобам осужденного ФИО2 в объеме, подлежащим ознакомлению, о чем имеется расписка. В случае несогласия с ответом Вы вправе обжаловать его вышестоящему прокурору и (или) в суд (л.д.12).
В судебном заседании представитель административных ответчиков пояснил, что из материалов надзорного производства были изъяты документы, которые имели гриф «ДСП» и не предъявлены ФИО3 для ознакомления, поскольку они содержали в себе не только сведения по осужденному ФИО2, но и персональные данные других лиц, отбывающих наказание, сведения о получении ими вещевого довольствия, посылок, бандеролей, их содержимого, о количестве свиданий и лицах, прибывших к ним на свидание, сведения об ознакомлении их с действующими правилами при поступлении в колонию, персональные данные сотрудников уголовно-исполнительной системы (Ф.И.О., должности, адреса места жительства, телефоны), остальные документы, касающиеся ФИО2, его представителю представлены для ознакомления.
Из представленного суду для обозрения материалов надзорного производства № № в отношении Козодоя В.М. следует, что в данном материале помимо всех обращений, жалоб, запросов Тарасовой Н.Н., действующей в интересах Козодоя В.М. на основании доверенностей, и ответов, заключений на них Пермской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокуратуры Пермского края, ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Пермскому краю содержатся следующие документы: копия заявления Козодоя В.М. о получении вещевой каптерки от 17.11.2020 г. с резолюцией о выдаче вещевого довольствия, копия карточки учета свиданий, выдачи передач, посылок и бандеролей, касающейся Козодоя В.М., копии объяснений младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-40 от 22.06.2020 г., от 9.11.2020 г. по поводу посылок, бандеролей; оригинал объяснения Козодоя В.М. от 1.12.2020 г. по поводу допущенных нарушений, за которые он привлечен 12.10.2020 г. и 19.10.2020 г. к дисциплинарной ответственности, копии постановлений о водворении осужденного в штрафной изолятор, дисциплинарном взыскании № № от 12.10.2020 г. и № 2711 от 19.10.2020 г., копия акта № от 13.10.2020 г. о приеме личных вещей Козодоя В.М., справка по карточке учета свиданий, выдачи передач, посылок и бандеролей на осужденного Козодоя В.М., фотоматериалы, размещенных на стендах исправительного учреждения действующих Правил, режима.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом надзора в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1 статьи 1 названного Федерального закона).
В силу положений части 4 статьи 1 этого Федерального закона установленный им порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений определяют Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» (далее также - Закон о прокуратуре), Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее также - Инструкция).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, которые рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона о прокуратуре ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
В силу пункта 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.
В соответствии с пунктом 4.15 Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.
Согласно пункту 4.16 Инструкции решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Письменное решение о предоставлении заявителю либо его представителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов в прокуратурах субъектов Российской Федерации принимают прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов).
При необходимости решение об ознакомлении заявителя либо его представителя с конкретно указанным им документом и снятии с него копий может принять непосредственный исполнитель, рассматривавший обращение, по согласованию со своим руководителем.
Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя либо его представителя с документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству справку о том, с какими материалами заявитель (его представитель) ознакомлен.
Согласно пункту 1.10 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что каждому гражданину либо его представителю по письменному заявлению должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами и материалами, надзорными и наблюдательными производствами, имеющимися в органах прокуратуры и затрагивающими его права и свободы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Решение (письменное) о предоставлении гражданину для ознакомления документов принимает руководитель органа прокуратуры, структурного подразделения. Прокурорский работник, ознакомивший гражданина с документами, составляет соответствующую справку.
В случае отказа в удовлетворении просьбы гражданину руководителем органа прокуратуры, структурного подразделения дается мотивированное (письменное) разъяснение со ссылкой на статьи действующего законодательства, ограничивающего его право на ознакомление с указанными документами, материалами, надзорными и наблюдательными производствами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18 февраля 2000 года № 3-П, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (абзац третий пункта 2 статьи 4), что отражает предписания статей 23, 24, 29 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В силу указанных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого, на органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации.
Согласно п. 7 Указа Президента РФ от 6.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» в Перечень сведений конфиденциального характера входят, в том числе:
- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
- сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
-сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
Пунктами 1.2, 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233, к служебной информации ограниченного распространения отнесены несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.
В соответствии с Инструкцией о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФСИН России, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный №), личное дело подозреваемого, обвиняемого или осужденного носит гриф ограничения «Для служебного пользования».
Согласно требованиям приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп «Об утверждении Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных учреждений», регулирующих учет и ведение личных дел сужденных, личное дело осужденного является основным учетным документом, имеет гриф ограниченного распространения «Для служебного пользования», в связи с чем копирование и распространение документов подлежит ограниченному кругу должностных лиц.
Пунктами 36 и 37 указанной Инструкции определены порядок ведения личных дел на осужденных. Учет, ведение и хранение личных дел на осужденных, содержащихся в колонии, возложены на сотрудников спецотделов, в связи с чем доступ осужденных и других лиц к материалом этих дел ограничен.
Таким образом, в силу требований приведённого выше законодательства доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, может быть ограничен.
Учитывая, что в материалы надзорного производства содержали в себе документы, содержащие персональные данные сотрудников исправительного учреждения, других лиц, отбывающих наказание в колонии вместе с Козодоем В.М., а также информацию о свиданиях, получении ими почтовых отправлений, вещевого довольствия, которые относятся к сведениям конфиденциального характера, суд приходит к выводу о законности решения Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуева В.С., изложенного в ответе от 14.01.2021 г. вх № № г. о возможности ознакомления представителя Козодоя В.М.-Тарасовой Н.Н. с материалами надзорного производства № частично, за исключением тех документов, которые подлежат ограниченному распространению.
Доводы административного истца о том, что Инструкция о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утверждённая приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не подлежит применению, поскольку принята с нарушением порядка принятия нормативно-правовых актов, а именно: не опубликована в установленном законом порядке, не могут быть приняты во внимание, поскольку приказ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью исправительных учреждений, то в соответствии с требованиями Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, отнесен к категории документов «Для служебного пользования», в связи с чем его официальное опубликование в установленном порядке не требуется, что подтверждено Верховным Судом РФ в решении от ДД.ММ.ГГГГ № №
Исходя из положений частей 2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Такой совокупности по делу судом не установлено.
В нарушение требований ст. ст. 218, 227 КАС РФ Тарасовой Н.Н. не представлено доказательств того, что оспариваемым решением Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Расторгуева В.С. от 14 января 2021 г. № № нарушены ее личные законные права и интересы.
Тот факт, что она представляет интересы Козодоя В.М., действуя в его интересах на основании нотариальной доверенности и доверенности, выданной руководителем исправительного учреждения, не свидетельствует об обратном, поскольку профессиональным участником оказания юридических услуг: адвокатом, представителем, имеющим высшее юридическое образование, Тарасова Н.Н. не является.
Представленных прокуратурой Тарасовой Н.Н. для обозрения и копирования документов из надзорного производства достаточно для обращения Козодоя В.М. в суд с требованиями об оспаривании постановлений о наложении на него дисциплинарных взысканий.
Кроме того, из представленной суду копии решения Кунгурского городского суда Пермского края от 17 февраля 2021 г. по делу № № г. следует, что Козодой В.М. свое право на оспаривание применённых к нему дисциплинарных взысканий в судебном порядке реализовал (л.д. 55-66).
Таким образом, Козодой В.М. не лишен возможности самостоятельно обращаться в органы прокуратуры, суд с защитой своих законных прав и интересов, в том числе с заявленными в рамках данного дела требованиями.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Тарасовой Н.Н. решение соответствует требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принято с соблюдением установленной процедуры и в рамках установленной компетенции органа государственной власти, прав и интересов административного истца не нарушает, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Тарасовой Н.Н. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░13 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░15, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░14 ░░ 14 ░░░░░░ 2021 ░. № №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░: ░░░░░░ ░.░.