Мировой судья Шульженеко С.А. Дело №11-93/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2018 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Вешагуровой Е.Б.
при секретаре Райсбих Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение и.о. мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г.Барнаула от 06 октября 2017 года по гражданскому делу по иску Сухова А.П. к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, комитету жилищно- коммунального хозяйства города Барнаула, администрации Октябрьского района г.Барнаула, обществу с ограниченной ответственностью «УК Октябрьский», обществу с ограниченной ответственностью «УК «Старый Барнаул», обществу с ограниченной ответственностью «УК ЖЭУ-17», обществу с ограниченной ответственностью «УК ЖЭУ-47 Строитель», муниципальное бюджетное учреждение «Автодорстрой» г.Барнаула о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Сухов А.П. обратился в суд с иском к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, комитету жилищно- коммунального хозяйства города Барнаула, администрации Октябрьского района г.Барнаула, ООО «УК Октябрьский», ООО «УК «Старый Барнаул», ООО «УК ЖЭУ-17», ООО «УК ЖЭУ-47 Строитель», МБУ «Автодорстрой» г.Барнаула, в котором с учетом уточнения просил взыскать в солидарном порядке с ответчиков убытки, причиненные в результате дорожно- транспортного происшествия, в сумме 24 750 руб. В обоснование иска истец указал, что 15 января 2017 года в 20-00 час., управляя принадлежащим ему автомобилем «Тойота», регистрационный знак В177УМ 22, двигаясь по <адрес> в <адрес>, наехал на препятствие в виде ямы на дороге, в результате чего транспортному средству причинены повреждения, размер ущерба согласно заключению ООО «РосАудит» составил 24 750 руб. Поскольку ущерб истцу причинен вследствие халатного отношения к содержанию дорог лицом, ответственным за их содержанием и контролем, Сухов А.П. обратился в суд с настоящим иском.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г.Барнаула от 06 октября 2017 года исковые требования удовлетворены частично, с комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула в пользу Сухова А.П. взыскано в счет возмещения ущерба 19 800 руб., а также судебные расходы в сумме 3 638 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ответчик указывает, что участок, на котором произошло дорожно- транспортное происшествие, не относится к автомобильным дорогам местного значения, а является внутриквартальным проездом, уборку снега на котором от <адрес> до <адрес> осуществлялась управляющими организациями; в действиях истца усматривается грубая неосторожность, поскольку ему было известно о небезопасном проезеде через снежную колею в темное время суток.
В судебном заседании истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке.
Выслушав пояснения истца, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен (п.2 ст.1083 Гражданского кодекса Российской Федерации ).
В соответствии со ст.3, ч. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=5CA061895D1D83CD79612F39E330779382FEF50187615C74AA34E284CF9025048158№" 3 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон) одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.
Пунктом 4 ст. 6 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
При этом ст.12 этого Закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно определений, содержащихся в ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление;
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
Как установлено ст.13 этого ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. (п.3 ст.15 этого ФЗ).
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п.2 ст.17 указанного ФЗ).
В соответствии со ст.28 этого ФЗ, пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятым Постановлением Госстандарта Российской Федерации 11 октября 1993 года N 221, установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (пункт 3.1.1.).
Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 определены размеры допустимых просадок, выбоин и т.п., который не должны превышать по длине 15 см, по ширине - 60 см и по глубине - 5 см.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в введении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов (пункт 1 ГОСТ Р 50597-93).
Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятым Решением городской Думы от 20.06.2008 г. N 789 (п.5 ст. 19), к вопросам местного значения городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Устава, администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края.
При этом в соответствии со ст. ст. 50, 63, 63.5 Устава в целях решения вопросов местного значения на территории города образуются и действуют иные органы местного самоуправления, наделенные собственными полномочиями в соответствующих сферах или на соответствующих территориях городского округа. Иные органы местного самоуправления вправе осуществлять отдельные полномочия администрации города на основании правовых актов городской Думы и главы города Барнаула.
К иным органам местного самоуправления города Барнаула относятся отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в определенной сфере управления городом в пределах, установленных настоящим Уставом и положениями о них, в т.ч. Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула.
Согласно п.16.3. Правил благоустройства города Барнаула, утвержденных решением городской Думы от 07.06.2013 №110 текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) осуществляется специализированными организациями по договорам с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Положением о Комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 28.03.2014 года № 284, предусмотрено, что комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, благоустройства, транспорта и связи (п. 1.1).
Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула осуществляет функции, в том числе по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (п.3.34), по организации деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения (п.3.39). В установленном законом порядке вправе заключать муниципальные контракты, договоры, соглашения в пределах своей компетенции и принимать непосредственное участие в их реализации (п.4.3.).
В силу п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Как установлено мировым судьей, 15 января 2017 года в период около 20 часов 20 минут Сухов А.П., управляя принадлежащим ему автомобилем «Тойота Виста Ардео», при движении в условиях заснеженной дороги в условиях колейности в темное время суток по дворовому проезду между домами по <адрес>, Чеглецова, 10а и Чеглецова, 12, попал в видимое углубление над находящимся на проезжей части колодцем, диаметром 70см, глубиной 30 см.
На момент дорожно- транспортного происшествия какие- либо знаки, предупреждающие о наличии опасности в указанном месте отсутствовали.
В соответствии с заключением ООО «Росаудит» от 15 марта 2017 года №4858-03.17 размер расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства истца с учетом износа составляет 24 750 руб.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку дорожно- транспортного происшествия произошло на земельном участке, не подлежащем межеванию, и не входящем в границы ответственности управляющих компаний ООО «УК Октябрьский», ООО «УК «Старый Барнаул», ООО «УК ЖЭУ-17», ООО «УК ЖЭУ-47 Строитель», ответственность за вред, причиненный истцу должен нести комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда, сделанными на основании исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что место дорожно- транспортного происшествия не относится к не относится к автомобильным дорогам местного значения, а является внутриквартальным проездом, не влекут отмену решения суда первой инстанции, поскольку, как указывалось выше функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, по организации деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобиль муниципальный орган.
Ссылка подателя жалобы на грубую неосторожность истца при управлении транспортным средством является бездоказательной.
Обстоятельства дорожно- транспортного происшествия и поведение истца при этом исследовались мировым судьей, что послужило основанием для определения степени вины истца в дорожно- транспортном происшествии в размере 20%.
При указанных обстоятельствах суд находит решение мирового судьи законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку представленных в материалах дела доказательств, которые мировым судьей исследованы в установленном законом порядке.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах в пределах доводов апелляционного жалобы оснований для ее удовлетворения и отмены оспариваемого решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение и.о. мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г.Барнаула от 06 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула- без удовлетворения.
Судья: Е.Б. Вешагурова