Судья Сташ И.Х. (I инст. № 2-3022/2022) Дело № 33-1829/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Майкоп 22 августа 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Тачахова Р.З.
судей – Козырь Е.Н., Боджокова Н.К.
при секретаре судебного заседания – Аутлевой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации МО «<адрес>» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которыми постановлено:
- исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить;
- обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке в собственность, в рамках улучшения жилищных условий, жилое помещение, площадью не менее 76,00 кв.м., в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения истицы ФИО2, возражавшей против доводов жалобы и полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. Требования мотивировала тем, что она вместе со своими детьми, в том числе, с дочерью ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся инвалидом I группы, проживают по адресу: <адрес>. С 1997 года ее дочь ФИО6 состоит на учете в администрации МО «<адрес>» в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана недееспособной. Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № истица ФИО2 назначена опекуном недееспособной ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, принадлежащий на праве собственности истице, в соответствии с заключением независимого эксперта был признан аварийным и не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В связи с тем, что обращения ФИО2 в администрацию МО «<адрес>» с заявлениями о предоставлении ей и ее дочери-инвалиду жилого помещения во внеочередном порядке последним оставлены без удовлетворения, и полагая, что данными действиями администрации нарушаются ее права, истица просила суд обязать администрацию МО «<адрес>» предоставить ей и ее дочери-инвалиду во внеочередном порядке, в рамках улучшения жилищных условий, жилое помещение, площадью, в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО «<адрес>» просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение об отказе истице в удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что у семьи ФИО2 отсутствует право на внеочередное улучшение жилищных условий. Обращает внимание на то, что действующим законодательством не урегулирован порядок (процедура) предоставления жилого помещения в случае ухудшения жилищных условий граждан, жилое помещение которых признано непригодным для проживания.
В возражениях на жалобу истица просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участника судебного заседания, судебная коллегия находит оспариваемое решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Истица вместе со своими детьми, в том числе, с дочерью ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся инвалидом I группы, проживают в данном домовладении.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана недееспособной.
Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № истица ФИО2 назначена опекуном недееспособной ФИО6
В обоснование своих требований истица указывала на то, что с 1997 года ее дочь ФИО6 состоит на учете в администрации МО «<адрес>» в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р ФИО2, составом семьи пять человек, включена на учет в администрации МО «<адрес>», в качестве нуждающейся в жилом помещении в общем списке, в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь, в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Распоряжением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, вследствие ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В соответствии с представленным истицей заключением независимой строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийное, не соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Кроме того, в соответствии с представленной выпиской из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, составом семьи из пяти человек, поставлена на учет в список малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Судом установлено, что ФИО2, составом семьи пять человек, состоит на учете в администрации МО «<адрес>», в качестве нуждающейся в жилом помещении в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с ч. 1, п. 3, ч. 2, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В соответствии с пунктами 1-3, 6 ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
Действующее жилищное законодательство, в частности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Из п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности РФ или субъекта РФ, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ (п. 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 вышеуказанного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года № 376-О-П «По жалобе гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Согласно ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что общая площадь жилого дома истицы, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным, составляет 76 кв.м.
Удовлетворяя требования ФИО2, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными требованиями закона, пришел к выводу о наличии оснований для предоставления истице, в составе семьи которой имеется больной ребенок, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, а также чье жилье признано аварийным, во внеочередном порядке в рамках улучшения жилищных условий, жилого помещения, площадью не менее 76 кв.м, в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, основанным на нормах закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у семьи ФИО2 отсутствует право на внеочередное улучшение жилищных условий, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела и подтверждаются представленными в дело доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий на обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями, являются несостоятельными.
Судебная коллегия отмечает, что ответчиком не оспаривается факт того, что истица относится к малоимущим гражданам, а поскольку она принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 01.01.2005 года, следовательно, при реализации ее права на получение жилого помещения в силу положений указанных выше норм закона она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда, то есть, реализует это право через органы местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не возложена, не могут повлечь отмены постановленного по делу решения.
В силу ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 года, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у РФ.
Таким образом, понесенные администрацией МО «Город Майкоп» убытки на приобретение квартиры подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
Иные доводы жалобы также не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены либо изменения оспариваемого решения.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации МО «<адрес>» – без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицами, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий – Р.З. Тачахов
Судьи: Е.Н. Козырь, Н.К. Боджоков
копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Адыгея Р.З. Тачахов