Дело № 2а-1867/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2017 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием представителей:
административного истца – Семеновой Марины Владимировны, доверенность № 5-2360 от 18.10.2016,
административного ответчика – Погребняка Дмитрия Станиславовича, доверенность б/н от 06.04.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потаповой Светланы Игоревны к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица: Автономная некоммерческая организация «Фонд защиты вкладчиков», ПАО «УкрСиббанк», о признании незаконным решения и об обязанности совершить определенные действия,
установил:
Потапова Светлана Игоревна обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным отказа № 91/001/194/2016-646 от 28.02.2017 в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 0,0490 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №; понуждении Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя зарегистрировать право собственности Потаповой С.И. на вышеуказанный земельный участок.
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком требований Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», выразившимся в незаконном отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что положительное решение по заявлению истца о государственной регистрации права не может быть принято без отсутствия нотариально удостоверенного перевода представленных на регистрацию документов.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ и мнения представителей сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что Потапова С.И. является собственником земельного участка площадью 0,0490 га, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи № 2175 от 16.12.2005, извлечением из Государственного реестра сделок № 1887804 от 16.12.2005, государственным актом о праве собственности на земельный участок серии ЯЕ № 190342.
10.11.2016 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № 91/12/15-330395.
29.11.2016 представитель истца обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в соответствии с требованиями российского законодательства.
28.02.2017 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, о чем указано в сообщении об отказе в государственной регистрации №.
Основанием для отказа в государственной регистрации права послужило наличие информации, предоставленной Нотариальной палатой города Севастополя, о регистрации запрещения частными нотариусами Севастопольского государственного нотариального округа Водяхиной О.А. и Бам И.А. на вышеуказанный объект недвижимости, сведения о снятии которого отсутствуют.
Также в сообщении об отказе в государственной регистрации указано, что представленные представителем истца выписки из государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации прав и их обременений, выданные 23.10.2014 частным нотариусом Херсонского городского нотариального округа Украины о прекращении ипотеки и обременения на данный объект вызывают сомнения, проверить актуальность указанной в них информации не представляется возможным.
В государственной регистрации права собственности отказано на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12-1 этого же Федерального конституционного закона установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 22.07.2014 № 46-ЗС предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона города Севастополя № 46-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
В соответствии с перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 № 202, такими документами являются в частности: государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок; заключенный в установленном законом порядке гражданско-правовой договор, предметом которого является недвижимое имущество, права относительно которого подлежат государственной регистрации, или вещное право на недвижимое имущество, или дубликат договора, или его архивная копия (в том числе договора аренды, мены, дарения, раздела, объединения недвижимого имущества).
В обоснование отказа в государственной регистрации права в сообщении от 28.02.2017 № 91/001/194/2016-646 государственный регистратор ссылается на наличие обременения на недвижимое имущество, принадлежащее истцу на праве собственности, в виде ипотеки и регистрации указанного обременения частными нотариусами Севастопольского государственного нотариального округа.
Судом установлено, что представителем истца Кузьменко Е.А. на государственную регистрацию земельного участка площадью 0,0490 га, расположенного по адресу: <адрес>, были представлены в том числе: договоры ипотеки № 2179 от 16.12.2005 и № 613 от 23.10.2007 с отметками частного нотариуса Херсонского городского нотариального круга от 23.10.2014 о снятии запрета отчуждения жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 474 кв.м., в связи с получением уведомлений об исполнении обязательства № 56-4/14-19-4 и № 56-4/14-19-5 соответственно, выданных 23.10.2014 АО «УкрСиббанк»; извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации обременения № 28519534 от 23.10.2014, № 28521140 от 23.10.2014, № 28520756 от 23.10.2014, согласно которым обременения и ипотека прекращены; извлечение из государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации ипотеки № 28520181 от 23.10.2014, согласно которому ипотека по договору № 2180 от 16.12.2005 прекращена; справка АО «УкрСиббанк» № 198 от 08.11.2013 на имя Потаповой С.И. о прекращении кредитного договора № 10900591000 от 16.12.2005 в связи с исполнением должником всех обязательств в полном объеме надлежащим образом.
Таким образом, заявителем на государственную регистрацию помимо правоустанавливающих, представлены документы об отсутствии долга перед кредитором и прекращении обременения в виде ипотеки на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.
Кроме того, согласно информации, предоставленной 13.12.2016 Нотариальной палатой города Севастополя государственному регистратору Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и субъект «Потапова Светлана Игоревна» актуальных запрещений (арестов) не зарегистрировано.
Какие-либо доказательства существования ипотеки либо иного обременения на вышеуказанный земельный участок отсутствуют и административным ответчиком суду не представлены.
Доводы представителя ответчика о невозможности регистрации права собственности в связи с отсутствием нотариального перевода представленных заявителем на государственную регистрацию права документов не принимаются судом во внимание, поскольку указанные обстоятельства не были основанием для принятия оспариваемого решения.
С учетом изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о признании незаконным отказа Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № 91/001/194/2016-646 от 28.02.2017 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – земельный участок площадью 0,0490 га, расположенный по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, не подлежат удовлетворению требования истца о понуждении Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя зарегистрировать право собственности Потаповой С.И. на вышеуказанное недвижимое имущество по следующим основаниям.
В данном деле судебный контроль осуществляется в отношении решения органа публичной власти на предмет его правомерности по отказу в государственной регистрации права и по основаниям, указанным в обжалуемом решении, при этом вопрос наличия либо отсутствия иных оснований, препятствующих регистрации права, не исследовался.
А поскольку полномочия по государственной регистрации права собственности на недвижимость относятся к исключительной компетенции Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, суд считает, что надлежащим способом защиты прав истца, нарушенных решением ответчика, будет понуждение к повторному рассмотрению заявления представителя истца – Кузнецова Е.А. о государственной регистрации права собственности от 29.11.2016 на земельный участок площадью 0,0490 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет исковые требования частично.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 28.02.2017 № 91/001/194/2016-646 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 0,0490 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление представителя Потаповой Светланы Игоревны - Кузьменко Евгения Анатольевича от 29.11.2016 о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 0,0490 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в пользу Потаповой Светланы Игоревны судебные расходы в размере 300 (трехсот) руб.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 31.07.2017.