Решение по делу № 2а-2060/2020 от 25.08.2020

Дело № 2а-2060/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

28 сентября 2020 года

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего – судьи Лемешко А.С.,

при секретаре – Сафоновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску Белеверя ... к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об обжаловании решения, возложении обязанности осуществить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Белеверя Т.И. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и просит признать незаконным и отменить отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 20 апреля 2020 №... в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: ... площадью 616 кв.м, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка.

Исковые требования обоснованы тем, что административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Решением от 20.04.2020 №... административный ответчик отказал в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что срок действия решения Инкерманского совета от 27.12.2013 №... истек 27.12.2014. Обжалуемый отказ административный истец считает незаконным, поскольку в решении Инкерманского городского совета №... от 27.12.2013 не установлен срок его исполнения.

Истец в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, предоставила через канцелярию заявление о рассмотрении административного дела в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Ответчик своего представителя для участия в деле не направил, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомил, письменных возражений не направил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка ответчика не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решения вынесено ответчиком 20.04.2020, первоначально административное исковое заявление подано истцом 06.07.2020 года, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, решением Инкерманского городского совета №... от 27.12.2013 Белевере Т.И. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0616 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: ...

16 июля 2020 Белеверя Т.И. подала в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заявление и необходимые документы об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: ...

Ответом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №... от 20 апреля 2020 истцу отказано в предоставлении государственной услуги в связи с истечением срока действия решения Инкерманского совета от 27.12.2013 №..., в виду чего земельный участок не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу положений главы 22 КАС РФ для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.

Суд полагает, что решение Департамента не соответствует указанным требованиям в связи со следующим.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности предусмотрены статьей 39.18 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В подпункте 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пп. 1); полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (пп.2); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп.3); несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории ( пп.4); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории(пп.5).

Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 17 этой же статьи установлено, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Пунктом 2 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела в решении Инкерманского городского совета №33/797 от 27.12.2013 не установлен срок его действия.

При таких обстоятельствах суд полагает, что принятое Департаментом решение об отказе в предоставлении государственной услуги не подтверждено соответствующими документами, не является достаточно мотивированным, принятое решение не соответствует требованиям правовых норм, регламентирующих предоставления земельных участков в аренду.

Судом установлено, что Белеверя Т.И. ранее обращалась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения спорного земельного участка. Отказ ответчика от 23 октября 2018 №... обоснован тем, что границы испрашиваемого участка пересекают земельный участок, выделенный решением Инкерманского городского Совета от 28.05.1999 №... третьему лицу и отсутствием правоустанавливающих документов на самовольную постройку, расположенную на испрашиваемом земельном участке.

Из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка по адресу: ... усматривается, что пересечение границ смежного земельного участка отсутствует.

В части указания на наличие на земельном участке самовольной постройки суд отмечает, что данный вывод сделан в отсутствие доказательств наличия каких-либо самовольных построек на земельном участке. Согласно сведениям кадастрового инженера, полученным при составлении схемы расположения земельного участка, какие-либо строения на участке отсутствуют.

Таким образом, данные основания в дальнейшем являются неприменимыми для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: .... Препятствия в использовании Белеверей Т.И. спорного земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием в связи с наличием на нем самовольной постройки отсутствуют.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия( бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если суд признает их не соответствующими действующим нормативным правовым актам и нарушающим права и свободы законные интересы административного истца и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению. При этом в резолютивной части решения суда суд указывает на необходимость принятия административным ответчиком решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав.

С учетом того, что при рассмотрении дела нашли подтверждение доводы истца о нарушении по вине ответчика его прав и законных интересов в сфере земельных отношений, препятствующие в осуществлении прав, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ч.3 ст. 227 КАС РФ суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по повторному рассмотрению заявления Белеверя Татьяны Ивановны от 16.03.2020 года №ГУ-3754/20 с учетом вышеуказанных обстоятельств с установлением сроков рассмотрения заявления, а также известить о результатах рассмотрения в месячный срок с момента вступления решения в законную силу административного истца и суд.

Руководствуясь ст. ст. 140-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношений города Севастополя №... от 20.04.2020 года об отказе Белеверя ... в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ..., площадью 616 кв.м.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявления Белеверя ... от 16.03.2020 года №... с учетом вышеуказанных обстоятельств с установлением сроков рассмотрения заявления, а также известить о результатах рассмотрения в месячный срок с момента вступления решения в законную силу административного истца и суд.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 октября 2020 года.

Судья Нахимовского районного

суда    города Севастополя                                                    А.С. Лемешко

2а-2060/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Белеверя Татьяна Ивановна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Лемешко Алла Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
25.08.2020Регистрация административного искового заявления
26.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2020Подготовка дела (собеседование)
16.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее