№2а-784/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2019 г.                                                                                            город Шарья

Судья Шарьинского районного суда Костромской области Карпова С.В., при участии представителя административного истца Старковой В.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Администрации Шарьинского муниципального района Костромской области к территориальному отделу транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене предписания №000 от ДД.ММ.

установил:

Администрация Шарьинского муниципального района Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальному отделу транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с административным иском о признании незаконным и отмене предписания и.о. руководителя территориального отдела транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта П.И.И. №000 от ДД.ММ.. В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что в период с ДД.ММ. 2019 года при проведении плановой выездной проверки в отношении администрации Шарьинского муниципального района административным ответчиком вынесено предписание №000 от ДД.ММ., согласно которого предписано: осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечить посредством заключения органом местного самоуправления либо иным муниципальным заказчиком муниципальных контрактов в порядке, установленным законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; разместить на официальном сайте администрации сведения о маршрутах регулярных перевозок; привести муниципальные нормативно-правовые акты в соответствие с положениями ФЗ «Об организации регулярных перевозок» со сроком исполнения предписания ДД.ММ.. Административный истец считает данное предписание незаконным и не подлежащим исполнению. Указывают, что согласно п.6 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Шарьинский муниципальный район Костромской области (далее Устав), утвержденного Решением Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области от 25.04.2019г. №29 создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района является вопросом местного значения Шарьинского муниципального района.

Согласно п.4 ст.3 Устава административным центром Шарьинского муниципального района является город Шарья. Город Шарья является самостоятельным муниципальным образованием городской округ город Шарья Костромской области. Административно-территориальное положение и дорожная сеть Шарьинского муниципального района не позволяет на территории муниципального образования Шарьинский муниципальный район Костромской области осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам муниципального автобусного маршрута по причине того, что начальным пунктом любого маршрута будет являться другое муниципальное образование - муниципальный округ город Шарья Костромской области. Указывают, что при возникновении необходимости организации транспортного обслуживания между поселениями в границах муниципального района, администрация Шарьинского муниципального района будет решать данный вопрос в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца Старкова В.А. требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Также пояснила, что само по себе предписание соответствует закону и положениям Устава муниципального образования Шарьинский муниципальный район Костромской области, однако оно не исполнимо и его неисполнение повлечет штрафные санкции для Администрации Шарьинского района. Административный истец не может исполнить требования предписания, поскольку для организации муниципальных маршрутов придется осуществлять проезд по дорогам межмуниципального и регионального значения, кроме того, в Шарьинском районе отсутствует усадьба, и чтобы осуществить проезд в некоторые районы, например в Заболотское сельское поселение, приходится осуществлять маршрут через Поназыревский район. Чтобы организовать муниципальный маршрут Шарья-Н.Шанга, автобусу необходимо ехать по территории города Шарьи.

Административный ответчик территориальный отдел транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание своего представителя не направили. Уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления. Представили суду письменные возражения, в которых указали, что предписание является законным и обоснованным. Ссылаясь на пп.6 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп.6 п.1 ст.7 Устава муниципального образования Шарьинский муниципальный район, транспортное обслуживание Администрацией в границах каждого поселения и между поселениями не организовано. Бездействие Администрации по организации транспортного обслуживания населения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), в том числе не позволяет гражданам воспользоваться услугами общественного транспорта, а льготным категориям граждан (ветеранам ВОВ, труженикам тыла, ветеранам труда, детям сиротам) воспользоваться льготным проездом, поскольку Администрацией не установлены муниципальные маршруты, перевозки по которым обеспечиваются по регулируемым тарифам. Доводы администрации о том, что потребность в муниципальных маршрутах отсутствует по причине отсутствия пассажиропотока, не состоятельны, поскольку положения закона не связывают организацию транспортного сообщения между населенными пунктами в пределах муниципального района с указанными обстоятельствами непосредственно и не ставят наличие такого сообщения от данного факта напрямую, отдавая приоритет соблюдению прав и законных интересов жителей муниципального образования. Администрацией не реализованы положения Федерального закона от 13.07.2015 года №220-ФЗ (не приняты необходимые нормативные правовые акты), что свидетельствует о невозможности в настоящее время установить муниципальные маршруты. Предписание направлено на защиту конституционных прав граждан и обеспечение реализации требований федеральных законов на всей территории РФ.

Заинтересованное лицо Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили. Уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заинтересованное лицо инспектор территориального отдела транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта П.И.И. в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заинтересованное лицо администрация городского округа город Шарья Костромской области в судебное заседание своего представителя не направила, просили о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. Уведомлена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представили суду письменные пояснения в которых указали, что на территории Шарьинского муниципального района организовано 3 межмуниципальных маршрута пригородного сообщения «Шарья-Зебляки», «Шарья-Шанга», «Шарья-Николо-Шанга», 3 межмуниципальных маршрута междугородного сообщения «Шарья-Конево», «Шарья-Печенкино» и «Шарья-Майтиха». Транспортное сообщение между городским округом город Шарья Костромской области и сельскими поселениями имеется.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обращаясь в суд с иском истец ссылается на то, что потребность регулярных пассажирских перевозок полностью покрыта межмуниципальными маршрутами. Потребность в муниципальных маршрутах между сельскими поселениями в границах Шарьинского муниципального района отсутствует по причине отсутствия пассажиропотока. Транспортные сообщения между районным центром город Шарья и всеми сельскими поселениями имеется, права граждан на свободу передвижения не нарушаются. Обращений граждан об организации регулярных муниципальных маршрутов не поступало.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, на территории Российской Федерации регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения (часть 3 статьи 11).

Положениями указанного Федерального закона урегулирован порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе, регламентированы процедуры организации регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения либо изменения предусмотренных п.п.1-11 ч.1 ст.26 указанного Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестрах соответствующих маршрутов регулярных перевозок.

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14).

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 14).

Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17).

Из анализа приведенных положений закона следует, что администрация Шарьинского муниципального района в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования Шарьинский муниципальный район обязана прежде всего устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. И только наряду с указанными маршрутами, в дополнение к ним администрация вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Из материалов дела следует, что согласно акта проверки органом государственного контроля (надзора) муниципального образования №000 от ДД.ММ. проведена проверка с целью оценки соответствия обязательным требованиям, осуществляемым органом местного самоуправления деятельности по вопросам местного значения, согласно п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в части организации обслуживания населения в границах Шарьинского муниципального района Костромской области по предоставлению транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения. Проверкой установлено, что администрацией транспортное обслуживание населения по территории Шарьинского муниципального района Костромской области не осуществляется (л.д.11).

Согласно предписания №000 от ДД.ММ. администрации Шарьинского района необходимо организовать транспортное обслуживание населения в границах Шарьинского муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации, для чего организовать устранение нарушений, отраженных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6 раздела II акта проверки, а именно: 1) осуществить регулярные перевозки по регулируемым тарифам обеспечить посредством заключения органом местного самоуправления либо иным муниципальным заказчиком муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. Исполнить требования ч.2 ст.14 и ч.10 ст.39 Федерального закона от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». 2) Разместить на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в ч.1 ст.26 ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров» сведения о маршрутах регулярных перевозок в полном объеме, которые установлены в соответствии с муниципальными нормативно правовыми актами. 3) привести муниципальные нормативно правовые акты в соответствие с положениями ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Срок исполнения предписания до 14 февраля 2020 года (л.д.16-18).

Факт отсутствия муниципальных маршрутов регулярных перевозок автобусного сообщения в границах Шарьинского муниципального района подтвержден представленными материалами дела и не оспаривается представителем администрации муниципального района при рассмотрении дела по существу.

Согласно статьи 3Устава муниципального образования Шарьинского муниципального района Костромской области принятого решением №29 собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области 25.04.2019 года, Территорию муниципального района составляют территории входящих в него сельских поселений: Заболотское сельское поселение с административным центром село Заболотье; Зебляковское сельское поселение с административным центром поселок Зебляки; Ивановское сельское поселение с административным центром село Рождественское; Конёвское сельское поселение с административным центром деревня Конёво; Одоевское сельское поселение с административным центром село Одоевское; Троицкое сельское поселение с административным центром село Троицкое; Шангское сельское поселение с административным центром село Николо-Шанга; Шекшемское сельское поселение с административным центром поселок Шекшема.

Согласно п.6 ч.1 ст.7 Устава к вопросам местного значения муниципального района относятся: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Проанализировав данные статьи Устава суд приходит к выводу, что исполнительный орган местного самоуправления - администрация Шарьинского муниципального района Костромской области не обеспечивает постоянное и регулярное транспортное обслуживание населения района муниципальными маршрутами.

Доводы административного истца о наличии имеющихся межмуниципальных маршрутов пригородного сообщения «Шарья-Зебляки, «Шарья - Шекшема», Шарья-Николо Шанга», «Шарья-Конево», «Шарья-Печенкино, «Шарья-Майтиха» не свидетельствует об организации ответчиком надлежащего транспортного обслуживания населения района муниципальными маршрутами.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

По смыслу закона оспариваемое действие (решение) административного ответчика может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из условий, а именно: предписание вынесено лицом, не имеющим полномочий на его принятие; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого постановления требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Проанализировав указанные положения законодательства, учитывая, что обязанность по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к полномочиям административного истца, а также то, что оспариваемое предписание принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с законодательством, законные права, интересы и свободы административного истца не нарушает, суд приходит к выводу о законности вынесенного предписания.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судебной защите, в силу статей 1 и 3 КАС РФ, подлежит только нарушенное право.

Учитывая, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав, суд не находит оснований для удовлетворения требований, поскольку нарушений прав истца действиями ответчика установлено не было.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. №000 ░░ ░░.░░. - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                                                                      ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2019 ░.

2а-784/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Шарьинского муниципального района Костромской области
Ответчики
Территориальный отдел транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного межрегиональногго управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору
Другие
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области
Администрация городского округа город Шарья
Павленко Игорь Игоревич
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
08.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2019Дело оформлено
24.12.2019Дело передано в архив
21.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее