Дело №а-2715\19
Кировский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего - судьи Абдулгамидовой А.Ч.
при секретаре ФИО2,
с участием представителя ГУ ОПФР по РД ФИО3, с извещением представителя истца ФИО5,
рассмотрев административное дело по административному иску представителя ФИО5 в интересах ФИО1 ФИО6 к ГУ-ОПФР по РД в <адрес> о признании незаконным и отмене ненормативного акта о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, признании невозможной(безнадежной) к взысканию недоимку по страховым взносам, списании задолженности,
установил:
ФИО5 в интересах ФИО1 обратился в суд с административным иском к ГУ ОПФР по РД в <адрес> о признании незаконным и отмене ненормативного акта о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, признании невозможной(безнадежной) к взысканию недоимку по страховым взносам, указывая, что постановление ГУ ОПФР по <адрес> в <адрес> в отношении ФИО1 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ г. за № № о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика в размере № рублей и пени в размере № рублей. Данное постановление считает незаконным, безнадежным к взысканию, подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно выписке из ЕГРП ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Административным ответчиком был нарушен порядок взыскания страховых взносов, установленный законодательством РФ, предусмотренный ФЗ №, так как требование об уплате страховых взносов ни одним из способов, предусмотренных законом ФИО1 не поступало. Также не поступало и самого решения о взыскании страховых взносов. ГУ ОПФР по <адрес> в <адрес> нарушило порядок взыскания страховых взносов, пеней и штрафов, утратило возможность взыскания указанных сумму в силу истечения сроков давности и возможности признании их безнадёжными к взысканию, и списании задолженности.
В судебное заседании представитель истца ФИО5 не явился, просил отложить рассмотрение дела, в связи с невозможностью участия в рассмотрении дела. Однако ввиду отсутствия уважительных причин для отложения, в связи со сроками рассмотрения административного дела, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, согласно ч.6 ст.226 КАС РФ, так как его явка не является обязательной согласно закона и не признана таковой судом.
Представитель ответчика ГУ ОПФР по <адрес> ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что действия ГУ ОПФР по <адрес> носили законный характер, административный истец являлся индивидуальным предпринимателем и обязан был производить выплату страховых взносов. При этом согласно базы данных ПФР, следует, что с истца в ДД.ММ.ГГГГ году производились взыскания сумм страховых взносов, в связи с чем он пропустил трехмесячные сроки обращения в суд.
Выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ решения и действия(бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестре производится на основании поданного заявителем в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Статьей 18 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным ФЗ.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или предпринимателя.
На основании пунктов 14 и 15 статьи 19 названного Федерального закона при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, а также пени и штрафы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 14 статьи 19 Закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, пени, штрафы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст.19 Закона.
Положения статей 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных Законом №.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный законом срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов, которое направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно статье 22.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; документа об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах нанакопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Административный истец ФИО1 ФИО7 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписки от ДД.ММ.ГГГГ из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, по ДД.ММ.ГГГГ- даты прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно постановления руководителя ГУ ОПФР по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов-организации(индивидуального предпринимателя) постановлено произвести взыскание по страховым взносам, пеням, и штрафам за счет имущества в размере № рублей и пени в размере № рублейадминистративного истца ФИО1 ФИО9, (паспорт № № выданного <адрес> ПОМ ОВД <адрес> выдан ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, страховые взносы за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании, на основании требования за № <адрес>5, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ год.
Согласно представленным ответчиком материалам, следует, что с ФИО1 производились взыскания в ДД.ММ.ГГГГ году сумм страховых взносов по постановлениям ГУ ОПФР по РД в <адрес>, следовательно истец знал о нарушении его прав еще в ДД.ММ.ГГГГ году.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, то есть нарушение прав истца и сроки обращения в суд.
Как следует из иска, истец оспаривая постановление от ДД.ММ.ГГГГ, прекратив деятельность в качестве индивидуального предпринимателя еще в ДД.ММ.ГГГГ году, каких-либо доказательств, о соблюдении трехмесячного срока обращения в суд не представил.
Согласно п. 2 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами ПФ РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет ПФ РФ и его территориальные органы (ст. 3).
В силу ст. 54 вышеуказанного Федерального закона акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи заявления в суд общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в Федеральном законе N 212-ФЗ не указан срок, в течение которого может быть подано заявление об обжаловании действий (бездействия) органа контроля в суд общей юрисдикции, однако ст. 55 данного Федерального закона предусмотрен порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий орган контроля или вышестоящему лицу - в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должнобыло узнать о нарушении своих прав, и такой же срок обжалования в суд действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями предусмотрен ч. 1 ст. 219 КАС РФ, в силу положений ч. 4 ст. 2 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд подлежит применению при обжаловании актов органа контроля за уплатой страховых взносов.
При прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, согласно процедуре прекращения, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 должен был знать о наличии долга по страховым взносам, тем более оплачивал его.
Физическое лицо приобретая статус индивидуального предпринимателя, согласно закона приобретает обязанность по уплате страховых взносов.
Также из материалов дела, следует, что службой УФССП России по <адрес>, ранее возбуждались исполнительные производства по взысканию сумм страховых взносов.
Следовательно, истец обратился с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд. Уважительных причин пропуска срока обращения в суд административный истец не представил, из материалов дела наличие таковых не усматривается.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Соответственно, пропуск срока обращения в суд исключает возможность удовлетворения требований независимо от обоснованности либо необоснованности заявленных требований по существу. При таких обстоятельствах, суд считает, что требования административного искового заявления удовлетворения не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск представителя ФИО5 в интересах в интересах ФИО1 ФИО8 к ГУ-ОПФР по <адрес> в <адрес> о признании незаконным и отмене ненормативного акта о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов, признании невозможной(безнадежной) к взысканию недоимку по страховым взносам, списании задолженности- отказать.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья А.Ч.Абдулгамидова