Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2022 года <адрес>
Новоалександровский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Заздравных В.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием: представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Новоалександровского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних к администрации Новоалександровского городского округа <адрес>, МДОУ детский сад № «Колосок» об обязании выделения денежных средств и оборудования здания школы системой передачи тревожных сообщений в подразделении войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних обратился в суд с иском к администрации Новоалександровского городского округа <адрес>, МДОУ детский сад № «Колосок» об обязании выделения денежных средств и оборудования здания школы системой передачи тревожных сообщений в подразделении войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а именно об обязании администрации Новоалександровского городского округу в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования МДОУ детский сад № «Колосок» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; обязании МДОУ детский сад № «Колосок» в течение 1 месяца с даты поступления денежных средств оборудовать здание МДОУ детский сад № «Колосок» расположенное по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности муниципальных общеобразовательных учреждениях Новоалександровского городского округа <адрес>.
В результате проверки установлено, что в нарушение требований закона объект МДОУ детский сад № «Колосок» расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Кроме того, согласно поступившей информации начальника управления образования администрации Новоалександровского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, образовательному учреждению МДОУ детский сад № «Колосок» присвоена 4 категория антитеррористической защищенности и данное учреждение не оборудовано тревожной кнопкой в связи с отсутствием финансирования.
Выполнение обязанности по оборудованию образовательной организации системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательногопроцесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Отсутствие систем передачи тревожных сообщений в правоохранительные органы влечет за собой нарушение прав обучающихся на обеспечениебезопасности, в том числе в период обучения и воспитанияобщеобразовательном учреждении.
Согласно п.п. 1.4, 5.5, 5.13 Устава МДОУ детский сад № «Колосок», утвержденного постановлением администрации Новоалександровского городского округа, учредителем и собственником имущества МДОУ детский сад № «Колосок» является администрация Новоалександровского городского округа <адрес>, которая обеспечивает финансирование казенногообразовательного учреждения из средств бюджета <адрес>.
На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию Новоалександровского городского округу в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования МДОУ детский сад № «Колосок» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; обязать МДОУ детский сад № «Колосок» в течение 1 месяца с даты поступления денежных средств оборудовать здание МДОУ детский сад № «Колосок» расположенное по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО2 просила удовлетворить требования прокурора по основаниям, изложенным в иске. Считает, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и безопасности несовершеннолетних.
Представитель ответчика заведующая МДОУ детский сад № «Колосок» ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Суду представила заявление, согласно которого исковые требования прокурора признает. Гражданское дело просит рассмотреть в её отсутствие.
Представитель ответчика администрации Новоалександровского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представили заявление, согласно которого исковые требования прокурора признают. Гражданское дело просят рассмотреть в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления образования администрации Новоалександровского городского округа, в судебное заседание не явился, представили заявление, согласно которого не возражают против удовлетворения иска прокурора, просят рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом». Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке. В соответствии с указанной выше статьей правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон, при этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Содержание указанной нормы закона следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности муниципальных общеобразовательных учреждениях Новоалександровского городского округа <адрес>.
В результате проверки установлено, что в нарушение требований закона объект МДОУ детский сад № «Колосок» расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонал также компетентного надзора.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечении противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельно относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельное оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работнике образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) охрана здоровья обучающих включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывании организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Исходя из положений п. 1,7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии терроризму" одним основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защите основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии терроризму" противодействие терроризму представляет собой деятельность государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов (профилактике терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии терроризму" противодействие под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается - состояние защищенное здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывай людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользован поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
На основании ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии терроризму" противодействие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу пп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии терроризму" противодействие Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).
Согласно п.п. «г» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.
В соответствии с п.п. «в» п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются мероприятия по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Пунктом 32 Требований установлено, что контроль за выполнением требований осуществляется, в том числе, органами местного самоуправления.
Согласно поступившей информации от ДД.ММ.ГГГГ №, образовательному учреждению МДОУ детский сад № «Колосок» присвоена 4 категория антитеррористической защищенности и данное учреждение не оборудовано тревожной кнопкой.
МДОУ детский сад № «Колосок» не выполняются требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в связи с отсутствием финансирования МДОУ детский сад № «Колосок» на проведение указанных мероприятий.
Согласно Устава МДОУ детский сад № «Колосок» утвержденного постановлением администрации Новоалександровского городского округа <адрес> ответчик является общеобразовательной организацией, основной целью деятельности является выполнение работ и оказание услуг в сфере образования.
Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов закреплены в статье 31 Закона Российской Федерации «Об образовании».
На основании п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно Устава общеобразовательного учреждения финансирование деятельности МДОУ детский сад № «Колосок» осуществляется в виде субсидий из муниципального и регионального бюджетов, помимо субсидий, предоставляемых Учреждению из бюджета Новоалександровского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания; субсидий, предоставляемых Учреждению из бюджета Новоалександровского городского округа на иные цели; доходы Учреждения, полученные от осуществления приносящей доход деятельности, в случаях, предусмотренных настоящим Уставом, и приобретенное за счет этих доходов имущество; безвозмездные поступления и пожертвования от физических и юридических лиц.
Учредителем и собственником имущества МДОУ детский сад № «Колосок» является Новоалександровский городской округ, функции и полномочия учредителя и собственника имущества от имени городского округа осуществляет Администрация Новоалександровского городского округа.
Из вышеизложенного усматривается, что обязанность обеспечивать надлежащее материально-техническое оснащение образовательных учреждений возложена на администрацию Новоалександровского городского округа <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебное заседание представители ответчиков администрации Новоалександровского городского округа <адрес>, МДОУ детский сад № «Колосок» не явились, представили заявления, согласно которым признают иск, это признание сделано ими добровольно, они понимают последствия признания иска, что в силу ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации занесено в протокол судебного заседания.
Суд находит, возможным, принять признание представителями ответчиков иска, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что установленный судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
В связи с указанным, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора и установить срок указанный в иске, в течение которого, решение суда ответчиками должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних к администрации Новоалександровского городского округа <адрес>, МДОУ детский сад № «Колосок» об обязании выделения денежных средств и оборудования здания школы системой передачи тревожных сообщений в подразделении войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», удовлетворить.
Обязать администрацию Новоалександровского городского округа в течение 4 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для оборудования МДОУ детский сад № «Колосок» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Обязать МДОУ детский сад № «Колосок» в течение 1 месяца с даты поступления денежных средств оборудовать здание МДОУ детский сад № «Колосок», расположенное по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья В.А. Заздравных