74RS0028-01-2022-002285-94
Дело №2а-1757/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 года г.Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Ботовой М.В.,
при секретаре Суворовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Копейского городского округа Челябинской области к Межрайонному специализированному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Копейского городского округа Челябинской области обратились в суд с административным иском к Межрайонному специализированному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование иска указали, что Копейским городским судом 19.08.2019 года вынесено решение, которым на администрацию Копейского городского округа возложена обязанность в срок до 01 октября 2020 года привести в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в селе Калачёво №14 (возле д. 39 по ул. Заречная), №9 (возле д. 23 по ул. Зеленая) - оборудовать площадки для установки контейнеров с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру. Копейским городским судом 14.09.2021 года выдан исполнительный лист НОМЕР. Администрацией 27.09.2021 года получено постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области) о возбуждении исполнительного производства НОМЕР от 21.09.2021 года. Согласно указанному постановлению администрации Копейского городского округа предложено в срок 5 дней со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Однако, исполнить требование, содержащееся в постановлении о возбуждении исполнительного производства НОМЕР в установленный для администрации Копейского городского округа пятидневный срок, не представляется возможным, о чем было сообщено приставу-исполнителю. Однако, судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов 11.03.2022 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. В соответствии с данным постановлением с администрации Копейского городского округа подлежал взысканию исполнительский сбор 50 000 рублей. В качестве основания для взыскания исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель указал на неисполнение требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения. В целях обеспечения благоприятной окружающей среды, создания благоприятных санитарно-экологических условий проживания населения Копейского городского округа разработана и утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды в Копейском городском округе». Указанной программой предусмотрены мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, а именно, доведение технического и эксплуатационного состояния действующих и создаваемых контейнерных площадок накопления ТКО до установленных нормативных требований (наличие подъезда, трехстороннего ограждения, твердого основания). Сроки и этапы реализации муниципальной программы: 2022-2024 годы. Мероприятия выполняются планомерно, в установленные программой сроки, с учетом поступления денежных средств в бюджет городского округа. Так, в 2020 году было оборудовано 51 место (площадка), в 2021 году – 61 место (площадка), в 2022 году планируется оборудовать 38 мест (площадок). Исполнить решение Копейского городского суда от 19.08.2019 года по делу №2-2415/2019 в срок не представлялось возможным, в связи с тем, что отсутствовали дополнительные источники поступлений в бюджет, в связи с чем администрацией городского округа в Копейский городской суд было направлено заявление об отсрочке исполнения судебного решения на 12 месяцев. Определением Копейского городского суда от 12.10.2021 года заявление удовлетворено частично, администрации Копейского городского округа предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 19.08.2019 года сроком на три месяца. На основании изложенного, просят освободить администрацию Копейского городского округа от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 11.03.2022 года.
Представитель административного истца администрации Копейского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административные ответчики МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области, Управление ФССП по Челябинской области, судебный пристав-исполнитель МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Галимов А.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры г. Копейска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В силу ст.150 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно положений ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника -организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника – гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.
В судебном заседании установлено, что решением Копейского городского суда Челябинской области от 19.08.2019 года на администрацию Копейского городского округа в срок до 01 октября 2020 года возложена обязанность по приведению в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в селе Калачёво №14 (возле д. 39 по ул. Заречная), №9 (возле д. 23 по ул. Зелёная) - оборудовать площадки для установки контейнеров с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.
Определением Копейского городского суда от 12.10.2021 года администрации Копейского городского округа предоставлена отсрочка исполнения решения Копейского городского суда от 19.08.2019 года сроком на 3 месяца (л.д. 10).
Судом установлено, что 21.09.2021 года судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП по Челябинской области Галимовым А.Р. возбуждено исполнительное производство НОМЕР в отношении администрации Копейского городского округа в пользу взыскателя прокурора г. Копейска, в котором установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
Поскольку исполнительный документ в установленный срок не исполнен, судебным приставом-исполнителем МСОСП по ОВИП УФССП России по Челябинской области Галимовым А.Р. 11.03.2022 года было вынесено постановление о взыскании с администрации Копейского городского округа исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размере или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Так, судом установлено, что в Копейском городском округе реализуется муниципальная программа «Охрана окружающей среды в Копейском городском округе», которой предусмотрены мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, а именно, доведение технического и эксплуатационного состояния действующих и создаваемых контейнерных площадок накопления ТКО до установленных нормативных требований (наличие подъезда, трехстороннего ограждения, твердого основания). Сроки реализации программы 2022 – 2024 годы.
Согласно подпрограмме «Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области», утвержденной в рамках государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области на 2018-2025 годы, ответственным исполнителем программы является Министерство экологии, органы местного самоуправления являются соисполнителями.
В соответствии с подпрограммой «Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области» разработана Методика распределения иных межбюджетных трансферов и Правила их предоставления местным бюджетам на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО в 2022-2024 годах.
В соответствии с Правилами распределения иных межбюджетных трансферов местным бюджетам на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, в рамках Государственной программы «Охрана окружающей среды Челябинской области» администрацией Копейского городского округа 15.02.2022 заключено Соглашение НОМЕР с Министерством экологии Челябинской области на получение иных межбюджетных трансферов на создание (оборудование) и оснащение мест (площадок) накопления ТКО в Копейском городском округе в 2022 году (л.д. 22-26).
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме НОМЕР от 22.03.2022 года, аукцион на устройство в зоне индивидуальной жилой застройки контейнерных площадок (устройство основания, ограждения) признан несостоявшимся (л.д. 27).
Таким образом, администрацией КГО представлены доказательства реального принятия мер для исполнения решения суда.
Кроме того, судом установлено, что администрация Копейского городского округа обращалась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 19.08.2019 года. В обоснование доводов были представлены муниципальный контракт, заключенный между МУ КГО «Городская служба заказчика» и ООО «Винтовые технологии» по устройству в зоне индивидуальной застройки контейнерных площадок (устройство основания, ограждения) от 29.06.2020 года, акт приема-передачи контейнерных площадок (устройство основания, ограждения), муниципальный контракт, заключенный между МУ КГО «Городская служба заказчика» и ООО «ГАМА74» по устройству в зоне индивидуальной застройки контейнерных площадок (устройство основания, ограждения) от 29.06.2020 года, акт приема-передачи контейнерных площадок (устройство основания, ограждения) от 11.08.2020 года, муниципальный контракт, заключенный между МУ КГО «Городская служба заказчика» и ООО «СА ЭКОТЕХ» по поставке контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) от 21.07.2020 года, акт приема-передачи товара от 25.09.2020 года, муниципальный контракт, заключенный между МУ КГО «Городская служба заказчика» и ООО «СА ЭКОТЕХ» по поставке контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) от 23.11.2020 года, акт приема-передачи товара от 18.12.2020 года, муниципальный контракт, заключенный между МУ КГО «Городская служба заказчика» и ООО ПКФ «Кыштымская типография» по устройству в зоне индивидуальной застройки контейнерных площадок (устройство основания, ограждения) от 24.09.2021 года.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволил суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства дают суду основания для удовлетворения требования административного истца администрации Копейского городского округа об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд –
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Копейского городского округа Челябинской области к Межрайонному специализированному отделу судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Администрацию Копейского городского округа освободить от уплаты исполнительного сбора по исполнительному производству НОМЕР, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области от 11 марта 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Ботова