ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-8101/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово «10» мая 2023 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Папушина Н.Ю., рассмотрев кассационную жалобу Ильина Анатолия Захаровича на заочное решение мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 03 июня 2022 и апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 18 октября 2022 г. по гражданскому делу № 04МS0042-01-2022-002153-20 по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» к Ильину Анатолию Захаровичу о взыскании задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (далее – ООО «ЭкоАльянс») обратилось в суд к Ильину А.З. о взыскании задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование требований истцом указано, что с 01 апреля 2019 г. между ООО «ЭкоАльянс» и собственником жилого дома по адресу: <адрес> заключен договор оказания услуг по обращению с ТКО, в виде открытия лицевого счета №.
С 01 апреля 2019 г. и по настоящее время обязанности по оказанию услуг по обращению с ТКО региональным оператором – ООО «ЭкоАльянс» исполняются в полном объеме.
В связи с неисполнением обязательств по оплате услуг по обращению с ТКО у ответчика образовалась задолженность за период с 01 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г. в размере 6146,80 рублей, что подтверждается выпиской по лицевому счету за указанный период.
На основании изложенного истец просил суд взыскать с Ильина А.З. в пользу ООО «ЭкоАльянс» сумму задолженности за фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период 01 августа 2020 г. по 30 июня 2021 г. в размере 6146,80 рублей, расходы об уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В дальнейшем от истца поступило заявление об уменьшении исковых требований в связи с перерасчётом до 4269,19 рублей.
Заочным решением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 03 июня 2022 г. с Ильина А.З. в пользу ООО «ЭкоАльянс» взыскана задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 апреля 2019 г. по 30 июня 2021 г. в размере 4269,19 рублей, государственную пошлину в размере 400 рублей.
Определениями мирового судьи от 29 июля 2022 г. и от 29 июля 2022 г. устранены описки в заочном решении мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 03 июня 2022 г.
Апелляционным определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 18 октября 2022 г. заочное решение мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 03 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ильиным А.З. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Подробно повторяя доводы апелляционной жалобы, заявитель настаивает на отсутствии оснований для взыскания задолженности, полагая выводы судов ошибочными, принятыми в нарушение требований действующего законодательства.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 ГПК РФ кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
При проверке представленных материалов дела и апелляционного определения оснований для его отмены по доводам заявителей не усматривается, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник (далее – ГК РФ), несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществлять в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника – с момента возникновения права собственности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в части 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению ТКО, регулируются положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 148(30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
В соответствии с Разделом VIII Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ, не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия от 14 мая 2018 г. ООО «ЭкоАльянс» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
Ильин А.З. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Судами установлено, что у ответчика возникла задолженность за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом каких-либо доказательств, опровергающих как факт возникновения задолженности, так и её размер, Ильиным А.З. в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ представлено не было.
Разрешая спор, суды обеих инстанций, установив ненадлежащее исполнение собственником своих обязательств, предусмотренных жилищным законодательством, руководствуясь вышеприведенными положениям закона, обоснованно пришли к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца образовавшейся задолженности по оплате коммунальных услуг, пени за неисполнение денежного обязательства.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
По существу, иные доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Согласно требованиям гражданского процессуального законодательства пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, допускается только как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований производства в данной стадии. Основаниями для отмены вступившего в законную силу акта суда могут быть только такие ошибки, допущенные в ходе предыдущего разбирательства и предопределившие исход дела, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов, защищаемых в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта.
Поскольку каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам заявителя не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судья
определил:
заочное решение мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 03 июня 2022 и апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 18 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ильина Анатолия Захаровича – без удовлетворения.
Судья Н.Ю. Папушина