Дело №2-1096/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2015 года г.Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.М.,
при секретаре Орловой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР-Чувашии (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Ф.А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР - Чувашии (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Исковые требования мотивированы тем, что 03 ноября 2015 года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Цивильском районе ЧР - Чувашии с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР в Цивильском районе ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа ( 25 лет 00 месяцев). В специальный стаж не были включены периоды нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, период работы в должности инструктора в пионерском лагере «Лазурный», период учебы в институте. Полагает, что ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность включения периода учебы в вузе в специальный стаж, при условии если ему предшествовала и за ним следовала работа в качестве педагога. С решением УПФР в Цивильском районе он не согласен по следующим основаниям: в спорные периоды ему начислялась заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд, на курсы повышения квалификации он направлялся приказами работодателя.
В пионерский лагерь «Лазурный» он был направлен на педагогическую практику, за которую он получил заработную плату, из которой были сделаны отчисления страховых взносов.
Просит признать решение УПФР в Цивильском районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы в должности инструктора по плаванию в пионерском лагере «Лазурный» Строительного треста № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ему досрочную трудовую пенсию со дня обращения за её назначением, т.е. с 03 ноября 2015 года.
Истец Ф.А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР-Чувашии А., действующий на основании доверенности, исковые требования Ф.А.В. не признал, и просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что периоды учебы, нахождения на курсах повышения квалификации, период работы инструктором в пионерском лагере, не могут быть учтены при исчислении специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР-Чувашии (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ Ф.А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.30 п.1 пп.19 Закона РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого специального стажа. При этом УПФР в Цивильском районе ЧР не включило в специальный стаж истца для назначения досрочной пенсии периоды учебы, нахождения в на курсах повышения квалификации, работы в качестве инструктора в пионерском лагере.
С решением пенсионного органа нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со ст.30 п.1 п.п.19 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что действительно в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Ф.А.В. находился на курсах повышения квалификации, что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации. В данные периоды за ним сохранялись место работы и должность, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы.
Прохождение курсов повышения квалификации для истца Ф.А.В. является обязательным условием выполнения им работы как педагога.
Поскольку Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 не содержат прямого запрета для включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, согласно п.21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 об оплачиваемых учебных отпусках, периоды обучения приравниваются к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике, исходя также и из того, что трудовые отношения с работниками на период нахождения на курсах повышения квалификации не прерываются, в указанный период они находятся в командировке, им выплачивается заработная плата, из которой производятся все установленные законодательством отчисления, то указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При изложенных обстоятельствах, решение Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР – Чувашии об исключении периодов нахождения Ф.А.В. на курсах повышения квалификации из специального страхового стажа для назначения досрочной пенсии суд считает незаконным.
Разрешая требования истца Ф.А.В. о включении в специальный трудовой стаж периода учебы в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ф.А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Чувашском государственном педагогическом университет им. И.Я. Яковлева по очной форме обучения.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ЧГПУ имени И.Я. Яковлева следует, что Ф.А.В. за время обучения в педагогическом институте проходил педагогическую практику в 1 смену а пионерском лагере «Лазурный».
В спорные периоды учебы истицы (до 01 октября 1993 года) действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым было утверждено Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".
В силу п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывается в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет лицам, занимающимся педагогической деятельностью, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Исходя из смысла вышеуказанной нормы, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывается в специальный стаж в случае, если педагогическая деятельность предшествовала периоду обучения, который начинается с момента поступления в учебное заведение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, Приложения N 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпросвещения СССР от 05 января 1977 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утратившего силу в связи с изданием приказа Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 г. N94, учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы:
в) время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах, а также в партийных, советско-партийных и профсоюзных школах, приравненных к высшим, средним специальным учебным заведениям и учительским институтам.
Лицам, не имевшим педагогического образования, время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при указанных в настоящем пункте условиях засчитывается в стаж педагогической работы, если непосредственно предшествовавшая этим периодам педагогическая деятельность по основному месту работы в учебном заведении, дошкольном, внешкольном учреждении, детском доме продолжалась не менее 9 месяцев. Время работы в летних пионерских, оздоровительных, оборонно-спортивных лагерях и лагерях труда и отдыха при этом не учитывается.
Из материалов дела следует, что Ф.А.В. обучался в Чувашском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работал в пионерском лагере «Лазурный» во время прохождения педагогической практики в период учебы в педагогическом институте. Согласно записям в трудовой книжке до поступления в педагогический институт Ф.А.В. в образовательном учреждении не работал, педагогической деятельностью не занимался.
Работа во время педагогической практики в период обучения в институте не является педагогической деятельностью, предшествовавшей обучению истца.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для включения в специальный стаж периоды учебы в педагогическом университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку непосредственно этому периоду не предшествовала педагогическая деятельность.
Требования Ф.А.В. в части включения в специальный трудовой стаж периода работы в качестве инструктора по плаванию в пионерском лагере «Лазурный» Стройтреста № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Факт работы Ф.А.В. в пионерском лагере и начисление ему за данный период заработной платы подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» и справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Чувашском государственным педагогическим университетом имени И.Я. Яковлева.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 2-П от ДД.ММ.ГГГГ, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, в соответствии с условиями и нормами законодательства действовавшего на момент приобретения права, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию.
В спорный период работы истца действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 об утверждении Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N1397 пионерские лагеря также не предусмотрены. Однако в п. 2 Положения от 17.12.1959 г. N1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения включается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях, а также работа в пионерских лагерях в качестве штатных пионервожатых.
При назначении пенсии за выслугу лет необходимо строго руководствоваться названным Перечнем, который расширительному толкованию не подлежал.
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067, наименование должности "инструктор по плаванию" также не имеется.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 г. N678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", положенное судом в основу выводов о наличии оснований для включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, применению к спорному правоотношению не подлежит, так как вопросы досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников не регулирует.
В раздел 2 "Должности иных педагогических работников" Номенклатуры включены такие должности как инструктор-методист, инструктор по физической культуре, руководитель физического воспитания.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" вышеуказанного Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, поименована должность "руководитель физического воспитания". Вместе с тем, тождественность должности "инструктор по плаванию" и должности, поименованной Списком, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не установлена.
Таким образом, законных оснований для включения истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода работы в должности инструктора по плаванию в пионерском лагере «Лазурный» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется.
Согласно ст.22 Федерального Закона «О страховых пенсиях», пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Из материалов дела следует, что истец Ф.А.В. обратился в УПФР в Цивильском районе ЧР - Чувашии с заявлением о назначении досрочной пенсии 03 ноября 2015 года.
С учетом включения в специальный стаж работы спорных периодов: нахождения на курсах повышения квалификации, истец Ф.А.В. не выработал необходимый 25-летний специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на момент подачи заявления в пенсионный фонд.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для назначении Ф.А.В. досрочной страховой пенсии с момента подачи заявления в пенсионный фонд, т.е. с 03 ноября 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 03 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░