№ 2-1178/2022
УИД 26RS0003-01-2019-006227-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Ставрополь 25.10.2022
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Калоевой З.А.,
судей Быстрова О.В. и Медведевой Д.С.,
при секретаре судебного заседания Горбенко Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Уголькова А.В., Уголькова Д.В.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 09.06.2022
по гражданскому делу по иску УДВ, УАВ к КВВ (третье лицо - Управление Росреестра по СК) о признании права собственности в порядке наследования,
заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,
установила:
УДВ, УАВ обратились в суд с иском, в последствии уточненным к КВВ и просили:
-установить факт принятия наследства УАП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения после смерти ее мужа КЕК, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
-установить факт принятия наследства УДВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти УАП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
-установить факт принятия наследства УАВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти УАП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
-признать за УАВ право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №;
-признать за УАВ право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №;
-признать за УДВ право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №;
-признать за УДВ право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №;
-признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону за КВВ, выданное нотариусом <адрес> ВНГ: на доли в праве земельного участка, общей площадью 597 кв.м., с КН 26:12:021406:261, расположенного по <адрес>;
-Исключить сведения о государственной регистрации права за КВВ: на доли в праве земельного участка, общей площадью 597 кв.м., с КН №, расположенного по <адрес>, номер государственной записи № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между УАП и КЕК зарегистрирован брак, в 1946 году у них родился сын М, который умер в 2019 году. До брака у УАП сын УВЛ УАП и КЕК проживали по адресу: <адрес>, владели по 1/2 доли земельного участка и домовладения. ДД.ММ.ГГГГ умер КЕК, ДД.ММ.ГГГГ умерла УАП КЕК принадлежала доля в жилом доме и доля земельного участка по адресу: <адрес>. УАП, при жизни не успела зарегистрировать на себя право собственности на доли земельного участка, кадастровый №, на доли жилого дома, кадастровый №, по адресу: <адрес>. После смерти УАП в наследство вступили наследники первой очереди УАВ, УДВ, являющиеся сыновьями умершего УВЛ. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ВКС выдано свидетельство о праве на наследство по закону №<адрес>3 и №<адрес>4 на наследственное имущество по 1/4 доли в праве общей долевой собственности домовладения по адресу: <адрес>, общей площадью 54.4 кв.м., УДВ и УАВ ДД.ММ.ГГГГ согласно договору дарения доли жилого дома УАВ подарил свою 1/4 долю УДВ, таким образом, УДВ в настоящий момент владеет 1/2 доли вышеуказанного жилого дома. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, признано право собственности в порядке наследования за УДВ - на 1/4 доли в праве земельного участка, общей площадью 597 кв.м., с КН 26:12:021406:261, расположенного по <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, признано право собственности в порядке наследования за УАВ - на 1/4 доли в праве земельного участка, общей площадью 597 кв. м., с КН 26:12:021406:261, расположенного по <адрес>. КВВ, являющийся наследником 3-й очереди, вступил в наследство после смерти КЕК (нотариус ВНГ), зарегистрировал за собой право собственности на доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №. Истцы осуществляют присмотр за имуществом в полном объёме, оплачивают коммунальные услуги, в настоящее время полностью владеют наследственным имуществом, в связи, с чем обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск УДВ, УАВ оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, УДВ и УАВ принесена апелляционная жалоба.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы ответчик КВВ, в лице представителя СЮА просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом также установлено, что согласно свидетельству о заключении брака между УАП и КЕК ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак, о чем в книге регистрации актов о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ произведена запись №, после заключения брака присвоены фамилии: мужу - К, жене - У, место регистрации Горзагс <адрес>, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, серия Н-ГН №.
УАП и КЕК проживали по адресу: <адрес>, владели по 1/2 доли земельного участка и домовладения.
В 1946 у них родился сын - КМЕ, который умер в 2019 году. До брака у УАП был сын - УВЛ.
ДД.ММ.ГГГГ умер КЕК, что подтверждается свидетельством о смерти I- ДН №.
ДД.ММ.ГГГГ умерла УАП, что подтверждается свидетельством о смерти I-ДН №.
Как следует из наследственного дела №, открытого нотариусом ВКС, к имуществу УАП, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследниками по закону п.2 ст.1142 ГК РФ являются - внук УДВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук УАВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону №<адрес>4 наследственное имущество - 1/2 доли в праве общей долевой собственности домовладения по адресу <адрес>, общей площадью 54,4 кв.м., зарегистрировано в реестре за номером: №-н/26-2019-6-134 за УДВ
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ВКС выдано свидетельство о праве на наследство по закону №<адрес>3 на наследственное имущество 1/2 доли в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 54.4 кв.м., которое зарегистрировано в реестре за номером: №-Н/26- 2019-6-134 за УДВ
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ВКС выдано свидетельство о праве на наследство по закону №<адрес>4 на наследственное имущество 1/2 доли в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 54.4 кв.м., которое зарегистрировано в реестре за номером: №-н/26- 2019-6-134 за УАВ
ДД.ММ.ГГГГ согласно договору дарения доли жилого дома УАВ подарил свою 1/4 долю УДВ
УДВ в настоящее время владеет долей указанного жилого дома.
Как следует из наследственного дела №, открытого нотариусом ВНГ, к имуществу КЕК, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследником по закону являлся сын КМЕ, наследственное имущество заключалось в доли домовладения и 1/2 доли земельного участка, расположенные по адресу: <адрес>.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № КМЕ подтвердил факт принятия наследственного имущества, принадлежавшего его отцу КЕК
ДД.ММ.ГГГГ умер КМЕ, что подтверждается свидетельством о смерти III- ДН №.
Из наследственного дела №, открытого нотариусом ВНГ, к имуществу КМЕ, умершему ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на основании п.2 ст.1144 ГК РФ, наследником имущества КМЕ, является его двоюродный брат - КВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ВНГ выдано свидетельство о праве на наследство, состоящее из доли в праве собственности на земельный участок по <адрес> края, предоставленный постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается архивной выпиской из книги регистрации свидетельств на право собственности на землю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №, КЕК, умершему ДД.ММ.ГГГГ, наследство после которого принял КМЕ, но не оформил наследственных прав, государственная регистрация права не производилась, зарегистрировано в реестре за номером: №-н/26-2020-1-193 - КМЕ
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 218, 1110, 1112, 1113, 1114, 1115, 1116, 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что наличие у УАП доли в праве общей долевой собственности на участок, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
С таким выводом соглашается суд апелляционной инстанции, как основанным на правильном применении норм материального и процессуального права.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 и статьей 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Исходя из положений статьи 1153 ГК РФ, наследство может быть принято как путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), так и путем осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В силу пункта 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
В материалах дела отсутствуют доказательства о фактическом принятии наследства УАП, а именно не обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство в течение шести месяцев со дня смерти КЕК; не обращалась в суд с заявлением о восстановлении ей срока для принятия наследства и признания права собственности на наследственное имущество; не обращалась в суд с заявлением об установлении факта принятия ею наследства за умершим КЕК
При этом судом удовлетворено ходатайство о применении срока исковой давности, поскольку истцы обратились в суд с заявлением о признании факта принятия УАП наследства КЕК умершего ДД.ММ.ГГГГ, лишь в 2019, спустя 23 года после смерти наследодателя и открытия наследства, то есть с нарушением установленного законом срока исковой давности.
Выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи