В окончательной форме составлено 15.12.2023г
Судья Косенкова О.В. Дело №33-8757/2023
УИД 76RS0013-02-2023-002423-03
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Поздняковой Т.В.
судей Брюквиной С.В., Моисеевой О.Н.
при секретаре Хлестковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
11 декабря 2023 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Огарева Александра Валентиновича на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 12 сентября 2023 года, которым постановлено:
Иск ООО «Рыбинская генерация» удовлетворить.
Взыскать Огарева Александра Валентиновича (паспорт <данные изъяты>) в пользу ООО «Рыбинская генерация» (ИНН 4401158338) задолженность за поставленную тепловую энергию в сумме 194 479,54 рублей, пени в сумме 30 353,27 рублей, расходы по оплате госпошлины в сумме 6 944,98 рублей, почтовые расходы в сумме 100 рублей, итого в общей сумме 231 877,79 рублей.
Заслушав доклад судьи Поздняковой Т.В., судебная коллегия
установила:
ООО «Рыбинская генерация» обратилось в суд с исковым заявлением к Огареву Александру Валентиновичу о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в сумме 194 479,54 рублей, пени в сумме 30 353,27 рублей, расходов по оплате госпошлины в сумме 6 944,98 рублей, почтовых расходов в сумме 100 рублей.
Требования мотивированы тем, что ООО «Рыбинская генерация» обеспечивает бесперебойную подачу тепловой энергии к помещению по адресу: <адрес>, собственником которой является Огарев А.В. До декабря 2019 года теплоснабжение указанных зданий осуществлялось на основании договора теплоснабжения, заключенного с МУП «Теплоэнерго». С 01.12.2019г. в связи с подписанием Концессионного соглашения, изданием постановления Администрации с присвоением статуса Единой теплоснабжающей организации ООО «Рыбинская генерация», теплоснабжение объектов Огарева А.В. осуществляется обществом. Отключение потребителя от системы теплоснабжения не производилось.
06.12.2021 в адрес ответчика был направлен договор № на снабжение тепловой энергией с приложениями, который получен последним, однако оформленный экземпляр договора в адрес общества ответчиком не возвращен. Несмотря на отсутствие договорных отношений, ответчик как собственник помещений потребляет поставляемый истцом ресурс для теплоснабжения вышеуказанных объектов, однако оплату за потребление тепловой энергии и теплоносителя не вносит, в связи с чем, за период с декабря 2019г. по январь 2022г. образовалась задолженность на общую сумму 194 479,54 рублей. За несвоевременное внесение платежей начислены пени. В адрес Огарева А.В. направлены претензии с предложением погасить образовавшуюся задолженность, однако указанные претензии были оставлены без ответа.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Огарева А.В. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «Рыбинская генерация». Доводы жалобы сводятся к неправильному установлению судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению судом норм материального права. Апеллянт ссылается на то, что принадлежащие ему нежилые помещения, являются неотапливаемыми, не подключены в общедомовой системе отопления, в связи с чем, не имеется оснований для взыскания с него денежных средств за не оказанную коммунальную услугу.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в жалобах, заслушав Огарева А.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что жалоба не содержит правовых оснований к отмене принятого судом решения.
Разрешая настоящий спор и приходя к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не опровергнута презумпция того, что владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через общедомовую систему отопления.
С указанными выводами суда первой инстанции, мотивами, изложенными в судебном постановлении, судебная коллегия соглашается, как основанными на доказательствах, имеющихся в деле и правильном применении норм материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
Не соглашаясь с постановленным судом решением, апеллянт настаивает на том, что принадлежащие ему помещения являются неотапливаемыми, в них отсутствуют батареи, отопительные приборы, данные помещения не подключены к центральной системе отопления, а проходящие по помещениям ответчика транзитные трубопроводы в видимых местах заизолированы.
Указанные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются по следующим мотивам.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ отношения между энергоснабжающей организацией и абонентом-потребителем являются договорными.
Пунктом 3 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Также в статье 309 ГК РФ, указано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пунктов 4, 5 и 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении система теплоснабжения - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, а под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении, потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В силу пунктов 2, 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее Правила N 354 от 06.05.2011), "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Таким образом, вышеуказанные законоположения распространяются как на собственников жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 г.) отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования" введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст ).
Как верно отмечено судом первой инстанции, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств отсутствия системы отопления в принадлежавших ему нежилых помещениях, равным образом в дело не представлены иные доказательства подтверждающие отсутствие факта теплопотребления.
Утверждения автора жалобы о том, что принадлежащие ему помещения никогда не были подключены к системе отопления, опровергаются материалами настоящего дела.
Из дела видно, что до 24.12.2019г. собственником указанного нежилого помещения являлся ООО «Рыбинсктелефонстрой».
12.12.2019г. между ООО «Рыбинсктелефонстрой» заключено соглашение об отступном с Огаревым А.В., с последующей регистрацией права собственности 24.12.2019г.
Из сведений, имеющихся в техническом паспорте, составленном на 11.12.2004г (л.д. 139-141) следует, что данные нежилые помещения, принадлежащие ООО «Рыбинсктелефонстрой», подключены к системе отопления и центрального горячего водоснабжения.
Кроме того, из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.11.2021г. по делу № с ООО «Рыбинсктелефонстрой» в пользу ООО «Рыбинская генерация» взыскано 5 181,77 руб. задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с 1 по 23 декабря 2019г на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, нежилое помещение, площадью ... кв.м, а также ... руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины. (л.д. 168-171) Огарев А.В., как собственник этих помещений после конечной даты периода задолженности, заявленного к взысканию - 23.12.2019г, был привлечен к участию в этом деле в качестве третьего лица, а также выступал в качестве представителя ООО «Рыбинсктелефонстрой».
Из содержания указанного судебного акта, вступившего в законную силу, следует, что ответчиком приводились доводы о том, что названные нежилые встроенные- пристроенные помещения в эксплуатацию не приняты, теплопринимающими устройствами не оборудованы, теплоснабжение помещений не осуществляется.
При рассмотрении этого спора, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о том, что оснований для освобождения ответчика от обязанности оплатить тепловую энергию, не установлено. Суд сослался на сведения, содержащиеся в техническом паспорте помещений, где имеется ссылка на наличие центрального отопления и центрального горячего водоснабжения. Также судом учтена информация, содержащаяся в акте осмотра от 30.04.2019г, составленном представителями МУП «Теплоэнерго», согласно которому помещениях № 1 (коридор) № 4 (санузел), проходящих трубопроводов системы отопления и отопительных приборов, помещения находятся внутри отапливаемого здания. В помещении № 4 установлена раковина с краном с подводкой ГВС, для отключения ГВС необходимо сделать видимый разрыв труб в месте присоединения к трубе общедомовой системы ГВС и подвале. Через помещения № проходит общедомовой трубопровод системы отопления без тепловой изоляции. Отопительные приборы находятся в отключенном состоянии. Акт об отключении отопления и ГВС в помещениях II не предоставлен. Демонтаж батарей произведен самовольно, без согласования с управляющей организацией, теплоснабжающей организацией и собственниками помещений в доме. Других источников тепловой энергии в помещении нет. (л.д. 152)
При рассмотрении данного спора в судебном акте Арбитражного суда Ярославской области сделан вывод о том, что система центрального отопления и горячего водоснабжения в помещениях обустроена и ранее эксплуатировалась ответчиком ООО «Рыбинсктелефонстрой».
Учитывая положения ст. 60 ГПК РФ данные выводы имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего спора, поскольку, как указано выше, Огарев А.В. – апеллянт по настоящему делу, был привлечен к участию в качестве третьего лица. По изложенным мотивам, доводы апелляционной жалобы о том, что принадлежащие ответчику нежилые помещения никогда не были подключены к центральной системе отопления и горячего водоснабжения, судом второй инстанции отклоняются. При таких обстоятельствах следует признать ошибочными ссылки апеллянта на формулу расчета размера платы коммунальной услуги по отоплению для помещений, где технической документацией не предусмотрено наличие приборов отопления.
Ссылки автора жалобы о том, что в настоящее время видимая часть трубопроводов (стояков) отопления, проходящих по помещениям ответчика, заизолирована, по мнению суда второй инстанции не опровергает правильность выводов оспариваемого судебного постановления.
Действительно, в акте осмотра от 28.08.2023г (л.д.198) зафиксировано, что проходящие через нежилые помещения Огарева А.В. трубопроводы отопления заизолированы вспененным полиэтиленом толщиной 15мм. Вместе с тем, в акте отмечено, что в остальной части трубопроводы общедомовой системы ГВС находятся в нишах и недоступны для осмотров, также указано, что отопительные приборы находятся в отключенном состоянии. Акт об отключении отопления и ГВС в помещениях II не предоставлен. Демонтаж батарей произведен самовольно, без согласования с управляющей организацией, теплоснабжающей организацией и собственниками помещений в доме. Запорная арматура перед отопительными приборами не демонтирована. Самовольное снятие нагревательных приборов приводит к нарушению целостности системы отопления и нарушению теплового баланса в здании, температурного режима в нем.
Таким образом, вопреки утверждениям автора жалобы, указанный акт не подтверждает отсутствие фактического потребления тепловой энергии в названных нежилых помещениях.
Доказательств перевода этих помещений апеллянта на иной способ отопления в установленном порядке стороной ответчика не представлено. Тогда как, указано выше, отказ собственника отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, при этом, собственники помещений в многоквартирных домах, надлежащим образом подключенные к централизованным сетям теплоснабжения, незаконно переустроившие свои помещения в части переустройства инженерных сетей централизованной системы отопления (без соблюдения установленного порядка переустройства инженерной системы теплоснабжения многоквартирного дома) обязаны оплачивать поставленную тепловую энергию. Стороной ответчика не представлено доказательств законности осуществленного переустройства с соблюдением всех установленных требований и нормативных положений. Обогрев отдельных нежилых помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, при этом, демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления фактически приводит к положению, в котором собственник спорного помещения ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.
Суд второй инстанции отмечает, что переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П).
По изложенным мотивам, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы Огарева А.В. и оставляет ее без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Огарева Александра Валентиновича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи