Судья: Трихалкин С.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
1 сентября 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника Таёрова Н.Г., действующего в интересах Матросовой Л.Н., на постановление городской административной комиссии г. Чебоксары от 17 мая 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношенииМатросовой Лидии Николаевны,
установил:
постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары № от 17 мая 2022 года Матросова Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2022 года постановление административного органа изменено, Матросова Л.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Матросовой Л.Н. – Таёров Н.Г. просит отменить постановление административного органа и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что автомобиль был припаркован на территории, на которой отсутствовали знаки, обозначающие платную парковку, должностное лицо административного органа подтвердило невозможность установить соответствующие знаки из-за ремонта дороги.
В судебное заседание Матросова Л.Н. не явилась, направил защитника Таёрова Н.Г., который жалобу поддержал, привел дополнительные доводы. Указал, что место стоянки транспортного средства не является платным парковочным местом, из фотоматериала следует, что дорожная разметка, обозначающая границы парковочных мест, и знаки отсутствуют. Представитель административной комиссии, участвуя по другому делу, в судебном заседании подтвердил отсутствие необходимых дорожных знаков и проведение на указанном участке дороги ремонтных работ.
Рассмотрев жалобу (с учетом дополнений), проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника Таёрова Н.Г., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, что влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
Согласно пункту 1.3.2 Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары» городская парковка - объект благоустройства города Чебоксары, представляющий собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Чебоксары, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы, в случаях установленных правовыми актами администрации города Чебоксары.
Пунктом 1.3.6. Положения о парковках установлено, что зоны организации платных парковок (перечень размещения парковок (парковочных мест) это места, определенные администрацией города Чебоксары, предназначенные для размещения парковки.
Постановлением администрации г. Чебоксары № 1757 от 1 октября 2021 года «О внесении изменений в перечень размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары, утв. постановлением администрации города Чебоксары № 2928 от 18 декабря 2017 года» парковка, расположенная по ул. Сеспеля, д. 8, является зоной платной парковки круглосуточно (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 60 минут).
В соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» (в редакции постановления администрации г.Чебоксары № 2085 от 24 ноября 2021 года) парковка, расположенная по ул.Сеспеля, д. 8, является зоной платной парковки круглосуточно (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 15 минут) (парковочная зона 304).
Из материалов дела следует, что 18 апреля 2022 года с 14 час. 53 мин. до 15 час. 13 мин. собственник транспортного средства Матросова Л.Н., находясь на платной муниципальной парковке по адресу: <адрес>, не осуществила уплату за размещение транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, на парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по указанному адресу и используемой в соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» на платной основе, чем нарушила пункт 4.6 «Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары», утвержденного Постановлением Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары».
Постановление городской административной комиссии г. Чебоксары вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения материалов фотосъемки, изготовленных при помощи работающего в автоматическом режиме специального технического средства Страж, идентификатор С20-074, свидетельство о поверке №, действительное до 7 ноября 2023 года.
По результатам рассмотрения жалобы судья районного суда постановление административного органа изменил, признал Матросову Л.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей
Вместе с тем имеются основания для отмены вынесенных по делу актов и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
По смыслу указанных положений следует, что при оставлении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении без удовлетворения решение судьи должно содержать мотивы, по которым доводы жалобы были отклонены.
Однако в ходе производства по настоящему делу вышеуказанные требования выполнены не были.
Из содержания постановления городской административной комиссии следует, что транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, размещено на парковке с 14 часов 53 минуты по 15 часов 13 минут 18 апреля 2022 года, то есть 21 минуту, что превышает период бесплатного размещения транспортного средства, установленный администрацией города Чебоксары, при этом оплата за размещение транспортного средства на платной парковке произведена не была.
Как следует из представленных материалов, Матросовой Л.Н. вменяется в вину размещение транспортного средства государственный регистрационный знак №, собственником (владельцем) которого она является, на платной парковке без осуществления оплаты.
Из доводов жалобы Матросовой Л.Н., поданной в районный суд, следует, что на парковке по адресу: <адрес>, отсутствует дорожный знак 6.4 с дополнительной табличкой 8.8.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы заявителя должной оценки не получили.
Опровергая указанный довод, судья районного суда указал, что доводы заявителя опровергаются представленными материалами дела, а также схемой дислокации технических средств.
В соответствии с фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, фиксации правонарушений Страж, водителем размещено указанное выше транспортное средство по адресу: <адрес>.
Однако из данного фотоматериала с очевидностью не следует, что вышеназванное транспортное средство расположено на платной парковке в зоне специально обозначенных мест с информационным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)», знаком дополнительной информации (табличкой) 8.8 «Платные услуги» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения.
Отсутствие соответствующих дорожных знаков подтверждается также схемой дислокации технических средств организации дорожного движения (л.д. 34).
При этом координаты места совершения административного правонарушения, указанные в постановлении административной комиссии, на конкретное парковочное место, где находилось транспортное средство Матросовой Л.Н., не указывают.
Судом первой инстанции указанным нарушениям оценка не дана. Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.
Согласно примечанию к ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» под муниципальной парковкой в настоящей статье следует понимать объект благоустройства поселения, муниципального округа, городского округа, представляющий собой специально обозначенное, в том числе путем установки соответствующих дорожных знаков и информационных указателей, а также нанесения необходимой дорожной разметки в соответствии с проектом для каждой парковки, и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности поселения, муниципального округа, городского округа, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы в случаях, установленных правовыми актами органа местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа.
Размещение транспортного средства вне специально обозначенного парковочного места на платной парковке не образует состав административного правонарушения, выразившегося в неуплате за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
В силу изложенного в действиях Матросовой Л.Н. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах, постановление городской административной комиссии г. Чебоксары № 4-22-12017 от 17 мая 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2022 года, вынесенные в отношении Матросовой Л.Н., не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление городской административной комиссии г. Чебоксары от 17 мая 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношенииМатросовой Лидии Николаевны отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова