РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Магистральный 10 июля 2020 года
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Антоневич М.Ф.,
при секретаре Дручкив Ю.В.,
с участием помощника прокурора Слесаревой А.Ю., представителя ответчика Лаврентьева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-140/2020 по иску прокурора Казачинско-Ленского района в интересах Филипенко Светланы Викторовны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
03.03.2020 г. прокурор района обратился в суд с иском в защиту интересов Филипенко Светланы Викторовны (далее по тексту – Филипенко С.В.) к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» (далее по тексту – ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что в период с 01.01.2018 по 01.03.2019 действовало Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленкая больница, утвержденное приказом от 29.12.2017г. Указанное Положение включало в себя, в том числе, выплаты компенсационного характера в размере 15% оклада для среднего персонала. Данный размер выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен был по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Более мероприятия по специальной оценки условий труда в больнице не проводились. Приказом от 26.11.2018г. № 334/1-од/в утверждено новое Положение об оплате труда работников, введенное в действие с 01.03.2019г. В соответствии с Приложением № 3 к данному Положению, установленные ранее компенсационные выплаты медицинским работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижены до 4% к окладу. Данные действия работодателя не соответствуют действующему законодательству, произведены без проведения специальной оценки условий труда. Размер заработной платы остался на прежнем уровне.
Филипенко С.В. работает в должности <данные изъяты>. В соответствии с новым Положением об оплате труда работников ее оклад установлен в размере 8000 рублей, но снижена компенсационная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до 4%, а за март по августа 2019 ей выплачена заработная плата из оклада 5114 руб.
В связи с чем, заработная плата Филипенко С.В. должна быть перерассчитана с учетом нового оклада и незаконно сниженной компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% и новым размером оклада, в том числе и сверхурочная. Сверхурочная работа не оплачена в соответствии со ст. 152 ТК РФ.
За работу по внутреннему совместительству истцу не оплачена надбавка за работу в сельской местности.
Просит взыскать с ответчика в пользу Филипенко С.В. недоначисленную заработную плату за период с марта по ноябрь 2019 года в размере 128394 руб. 76 коп. и компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Представителем ответчика представлены возражения, согласно которым в удовлетворении иска просят отказать. Принятие нового положения об оплате труда обусловлено приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 22.11.2018 г. № 92-мпр, разработано с учетом имеющегося фонда оплаты труда. 01.01.2019г. профсоюзная организация прекратила свою деятельность. 26.02.2019г. с Филипенко С.В. предложено заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, которое она подписала, указала на несогласие снижение процента вредности, продолжила работать. После предписания государственного инспектора труда в Иркутской области, заработная плата Филипенко С.В. стала насчитываться по новому положению об оплате труда, Филипенко С.В. продолжила работать. При этом, ее заработная плата не уменьшилась, а стала больше.
Прокурор Слесарева А.Ю. в судебном заседании просила иск удовлетворить по основаниям, указанным в иске. Дополнительно указала, что не оспаривает Положение об оплате труда работников от 26.11.2018г., считает его обоснованным, порядок его принятия также не оспаривает. Считает незаконными действия работодателя в отношении конкретного работника Филипенко С.В. по снижению процента надбавки за вредные условия труда без проведения оценки условий труда. Отношения с Филипенко С.В. по установлению 15% за вредные условия труда возникли до введения нового Положения об оплате, специальная оценка условий труда не проводилась, в связи с чем, эти положения должны быть сохранены.
Истец Филипенко С.В. в судебное заседание не явилась, ранее просила иск удовлетворить.
Представить ответчика Лаврентьев В.В. просил в иске отказать по основаниям, указанным в возражениях. Указал, что работодателем были соблюдены требования ст. 72 ТК РФ, работники были уведомлены за два месяца об изменениях в Положении об оплате труда, Филипенко С.В. продолжила работать на новых условиях по оплате труда, тем самым согласилась с новым порядком оплаты труда. Заработная плата стала больше значительно. Согласование нового Положения об оплате труда с профком не было произведено, поскольку он фактически отсутствовал. Перерасчет заработной платы за период с марта по август 2019 года с учетом нового положения об оплате был произведен Филипенко С.В. и будет выплачен 15.07.2020г.
Выслушав стороны, проверив и оценив представленные доказательства с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ст. 9 ТК РФ).
Часть 7 ст. 12 ТК РФ устанавливает, что локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Часть 8 статьи 12 ТК РФ устанавливает случаи прекращения действия локального нормативного акта либо отдельных его положений. К ним относятся, в том числе, отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом, что и имело место в рассматриваемом случае.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Как определено в ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Положениями ст. 74 ТК РФ предусмотрено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Судом установлено, что Филипенко С.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты>.
За выполнение трудовых обязанностей работнику была установлена заработная плата в размере: базовый оклад в месяц, выплата за вредные и опасные условия труда 15%, надбавка за работу в сельской местности 25%, районный коэффициент 70%, процентная надбавка 50%.
Из действующего на 2018 год Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», утвержденного приказом № 104-од/п от 29.12.2017 г., истец Филипенко С.В. получала, в том числе, оклад в размере 5114 руб., выплаты за вредные и опасные условия труда в размере 15%.
Приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 N 119-мпр (в редакции от 12.12.2017 N 73-мпр) утверждено примерное Положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области.
Приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 22.11.2018 N 92-мпр "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 N 119-мпр" были внесены изменения в Примерное положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, утвержденное приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 N 119-мпр, в том числе, в части рекомендуемого размера оклада работников, в части рекомендуемого порядка исчисления стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в медицинских организациях, и в части рекомендуемых размеров повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Данный приказ вступил в силу с 01.02.2019г.
Согласно пункту 1 Приложения 1 к Примерному положению об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области и приказу от 22.11.2018 N 92-мпр, установлены повышающие размеры должностных окладов работников.
Согласно пункту 1 Приложения 3 к Примерному положению об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области и приказу от 22.11.2018 N 92-мпр, установлены рекомендуемые размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, в том числе, лаборант – в размере 15% оклада.
С учетом указанных изменений, внесенных приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 28.11.2018 N 92-мпр, которое согласно Уставу ОГБУЗ "Казачинско-Ленкая районная больница", является его Учредителем, ответчик разработал новое Положение об оплате труда работников ОГБУЗ "Казачинско-Ленская РБ" с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда" на 2019 год, которое утверждено приказом от 26.11.2018г. № 334/1-од/в.
Согласно новой редакции указанного Положения, размер оклада истца был увеличен, при этом, надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда уменьшена с 15% до 4% (Приложение № 1 и Приложение №3).
25.10.2018г. Филипенко С.В. была уведомлена работодателем об изменении с 01.01.2019 года существенных условий трудового договора в части оплаты труда.
06.06.2019г. ФИО1 предложено подписать дополнительное соглашение № к трудовому договору, согласно которому ей установлена заработная плата с повышением оклада до 8000 руб., снижением выплаты за вредные и опасные условия труда до 4%., которое она подписала, указала на несогласие с уменьшением процента за вредные условия труда, продолжила работу в новых условиях.
В соответствии с п. 16 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г., размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения или по согласованию с представительным органом работников (при наличии такого представительного органа) на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.
Согласно п. 18 Рекомендаций заработная плата работников учреждений (без учета премии и иных выплат стимулирующего характера) при изменении (совершенствовании) системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения (совершенствования), при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
В силу пп. "к" п. 37 Рекомендаций увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при проведении индексации заработной платы работников, рекомендуется преимущественно направлять на увеличение размеров окладов (должностных окладов).
В связи с чем, судом установлено, что ответчиком соблюдены требования ст. 72 ТК РФ.
Согласно п. 33 приказом Министерства здравоохранения Иркутской области от 6 ноября 2015 г. N 119-мпр (в редакции от 30.10.2019) «Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области» выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда иным работникам медицинских организаций осуществляется по результатам специальной оценки рабочих мест по условиям труда. Конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским и иным работникам организаций устанавливаются работодателем по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В силу положений ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта, либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При не достижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Судом установлено, что работодатель не предоставлял проект Положения об оплате труда на 2019 год первичной профсоюзной организации, процедура утверждения Положения об оплате труда работников была нарушена.
Доводы ответчика о том, что проект Положения об оплате труда не был направлен в профсоюзную организацию по причине фактического ее отсутствия, не может быть принят во внимание, поскольку согласно уведомлению председателя профкома Подымахиной В.В. на имя главного врача Казачинско-Ленской РБ, профсоюзная организация прекратила свою деятельность в связи с закрытием с 01.01.2019г., на момент издания приказа № 334/1-од/в от 26.11.2018 профком в ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» действовал.
Однако прокурором порядок принятия Положения об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленской РБ», утвержденный 26.11.2018 года, не оспаривается, считает его законным, обоснованным.
Согласно предписанию государственного инспектора по труду № 38/7-4700-19/3 от 25.09.2019г. главному врачу ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», обязало работодателя произвести выплату заработной платы работникам (которые не согласились на новые условия труда, но продолжили работать) в соответствии с действующим в учреждении локальным нормативным актом о системах оплаты труда – Положением об оплате труда с 01.09.2019г.
В связи с чем, оснований для перерасчета заработной платы Филипенко С.В. не имеется, в том числе, исходя из сравнения размера заработной платы на прежних условиях и на новых условиях, ее заработная плата не уменьшилась, а увеличилась, поэтому действия работодателя по оплате труда Филипенко С.В. не привели к нарушению ее права на получение заработной платы в полном объеме, ухудшение положения работника при изменений условий трудового договора не произошло.
Доводы прокурора о том, что трудовые отношения по оплате Филипенко С.В. 15% за вредные и опасные условия труда возникли до введения в действие нового Положения об оплате труда и должны быть ей сохранены, не могут быть приняты во внимание поскольку, как указано выше, процент надбавки за вредные и условия труда устанавливается после проведения специальной оценки условий труда, и не может быть сохранен за ней произвольно.
Не подлежит удовлетворению и требование прокурора об оплате Филипенко С.В. в соответствии со ст. 152 ТК РФ ее сверхурочной работы, поскольку согласно представленным расчетным листам за указанный период времени Филипенко С.В. не работала сверхурочно, работала по внутреннему совместительству и эта работа ей оплачена, и сверхурочные часы ей оплачены.
То обстоятельство, что трудовым договором Филипенко С.В. предусмотрена выплата надбавки за работу в сельской местности, не является основанием для выплаты данной надбавки за работу Филипенко С.В. по внутреннему совместительству, поскольку за работу по совместительству в соответствии со ст. ст. 282, 285 ТК РФ заключаются отдельные договоры и оплата труда производится на условиях, определенных соответствующим трудовым договором.
В иске прокурором не заявлено требование о нарушении работодателем ст. 153 ТК РФ при оплате Филипенко С.В. рабочего времени в выходные или праздничные дни в мае 2019 года. Однако, в расчете, отраженном в исковом заявлении, данные расчеты произведены.
Суд считает, согласно представленным расчетным листкам за спорный период времени, работа Филипенко С.В. в выходные или праздничные дни оплачена в порядке ст. 153 ТК РФ.
Поскольку не установлено факта нарушения трудовых прав работника Филипенко С.В., то не имеется оснований и для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда.
В связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Казачинско-Ленского района в интересах Филипенко Светланы Викторовны к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Полное мотивированное решение судом изготовлено 15.07.2020 г.
Председательствующий: М.Ф. Антоневич