Решение по делу № 2-4253/2023 от 24.07.2023

Дело №<номер>

91RS0024-01-2023-003700-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2023 года                              г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Полищук А.В., с участием истца – Куртаметова Р.Р., его представителя – Куприянова А.В., представителя ответчика Папова Л.А. – Гречкина Д.Н., представителя Администрации города Ялта Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым – Вьюгиной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куртаметова Рустема Расимовича к Папову Леониду Алексеевичу, Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым о признании постановления и соглашения недействительными, заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,

установил:

Куртаметов Р.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Папову Л.А., Администрации <адрес> Республики Крым (далее – Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации (далее – Администрация) со следующими требованиями: признать незаконным постановление Администрации от <дата> №<номер>-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 949 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, образуемого в результате перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 449 кв.м., в кадастровом квартале №<номер>, и земельного участка, находящегося в собственности Папова Л. А., с кадастровым номером №<номер>, площадью 500 кв.м.»; признать недействительным соглашение о перераспределении земельного участка, заключенное между Администрацией и Паповым Л.А. на основании постановления от <дата> №<номер>-п; исключить из ЕГРН сведения об образованном в результате перераспределения земельном участке с кадастровым номером №<номер> В обоснование своих требований истец указал, что решением Ялтинского городского совета АР Крым от <дата> №<номер> ему дано разрешение на разработку проекта по отводу в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, район Хлебозавода, площадка №<номер>, участок №<номер>. <дата> истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка в порядке завершения оформления прав. Однако в конце мая 2023 года истцу стало известно, что часть испрашиваемого им земельного участка перераспределена Администрацией в пользу Папова Л.А. В результате действий Администрации было нарушено право истца на завершение оформления прав на земельный участок. Кроме того, площадь принадлежащего Папову Л.В. земельного участка увеличена более чем на 10%, что, по мнению истца, противоречит ч. 14 ст. 39.29 ЗК РФ. За защитой своих прав истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

В судебном заседании истец Куртаметов Р.Р. и его представитель Куприянов А.В. поддержали иск, просили суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Папова Л.А.Гречкин Д.Н. возражал против иска, ссылаясь на то, что на испрашиваемом истцом земельном участке расположена самовольная постройка, в отношении которой судом принято решение о сносе, что исключает возможность предоставления земельного участка в силу п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ.

Представитель Администрации и Департамента Вьюгина Д.Д. также возражала против иска, указывая на то, что представленное истцом решение Ялтинского городского совета АР Крым от <дата> №<номер> утратило силу, в связи с чем не является основанием для завершения оформления прав на земельный участок.

Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако явку в суд своего представителя не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Установлено, что решением Ялтинского городского совета АР Крым от <дата> №<номер> истцу Кураметову Р.Р. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,06 га, расположенного по адресу: АР Крым, <адрес>, район Хлебозавода, площадка №<номер>, участок №<номер>.

Решением Ялтинского городского совета АР Крым от <дата> №<номер> внесено дополнение в решение от <дата> в виде двух пунктов: об утверждении генерального плана застройки земельного участка (п.1.1) и об отнесении земельного участка к категории земель «Земли жилой и общественной застройки (п.1.2).

<дата> истец Кураметов Р.Р. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему земельного участка в порядке завершения оформления прав, приложив к нему указанные решения органа местного самоуправления.

Письмом Департамента от <дата> №<номер> Кураметову Р.Р. разъяснено, что в соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым №<номер>-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от <дата> №<номер>-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, исполнительного органа Республики Крым о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятых с <дата> по <дата>. Решения органов местного самоуправления, принятые до <дата>, в том числе решение Ялтинского городского совета АР Крым от <дата> №<номер>, утратили силу, в связи с чем не могут быть основанием для завершения оформления прав на земельный участок. Для признания права на завершение оформления прав на земельный участок заявителю следует обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.

Несмотря на отсутствие вещных прав на земельный участок, истец Кураметов Р.Р. возвел на нем двухуровневый объект капитального строительства, что установлено актом Департамента муниципального контроля Администрации от <дата> №<номер> о выявлении самовольной постройки.

Возведенная Кураметовым Р.Р. самовольная постройка прилегает с юго-восточной стороны к земельному участку площадью 500 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «Индивидуальное жилищное строительство», кадастровый №<номер>, который принадлежит ответчику Папову Л.А. на основании договора купли-продажи от <дата>.

<дата> Папов Л.А. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с иском к Куртаметову Р.Р., Администрации о сносе самовольной постройки.

Заочным решением Ялтинского городского суда Республики Крым от <дата> иск Папова Л.А. удовлетворен частично: на Куртаметова Р.Р. возложена обязанности в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу снести самовольно возведенное капитальное строение, расположенное на земельном участке муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, прилегающем с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером №<номер>, по адресу: <адрес>. <дата> решение суда вступило в законную силу (дело №<номер>).

<дата> Папов Л.А. обратился в Администрацию с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером №<номер>, и земельного участка площадью 449 кв.м., находящегося в муниципальной собственности. К заявлению ответчик приложил схему расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения.

Постановлением Администрации от <дата> №<номер>-п утверждена представленная ответчиком Паповым Л.А. схема расположения земельного участка площадью 949 кв.м., образуемого в результате перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности (449 кв.м.), и земельного участка, находящегося в собственности ответчика (500 кв.м.).

<дата> образованный в результате перераспределения земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером №<номер>

<дата> между Администрацией и Паповым Л.А. заключено соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №<номер>, принадлежащего Папову Л.А., и земельного площадью 449 кв.м., находящегося в муниципальной собственности.

<дата> право собственности Папова Л.А. на образованный в результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером №<номер> зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Спорный земельный участок площадью 449 кв.м., перераспределенный в пользу ответчика Папова Л.А., представляет собой часть земельного участка, который ранее испрашивался истцом Кураметовым Р.Р. Данное обстоятельство установлено судом при сопоставлении схемы расположения земельного участка, образованного в результате перераспределения, с планом отвода земельного участка, подставленного истцом, а также признано сторонами в судебном заседании.

Основания и порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В соответствии со статьей 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, кроме прочего, в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подп. 3 п.1).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (п.2).

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату (п.5).

Согласно статье 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (ч.1).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (ч.8).

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в частности, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц (подп. 3 п. 9).

В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно п. 1, 2 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Бремя доказывания наличия оснований для признания сделки недействительной лежит на истце (ст. 56 ГПК РФ).

В рассматриваемом деле истец Кураметов Р.Р. оспаривает постановление Администрации от <дата> №<номер>-п и заключенное в соответствии с ним соглашение от <дата> о перераспределении земельного участка в пользу ответчика Папова Л.А., ссылаясь на то, что он (истец) имеет преимущественное право на предоставление земельного участка в порядке завершения оформления прав.

    Согласно статьей 12 Федерального конституционного закона от <дата> №<номер>-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №<номер>-ФКЗ), на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

    В соответствии с ч. 1.1 ст. 12.1 Закона №<номер>-ФКЗ до <дата> на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

    В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от <дата> №<номер>-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», которым предусмотрены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены (далее – Закон №<номер>-ЗРК).

    Согласно статье 13 Закона №<номер>-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с <дата> по <дата> (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (ч.1).

    Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка (ч.2).

    Из приведенных нормативных правовых актов следует, что основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым являются решения соответствующих органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые в период с <дата> по <дата>.

    Определяя данный период, законодатель из того, что не исполненные решения органов местного самоуправления о разрешении на разработку проекта землеустройства, принятые до <дата>, утратили действие <дата>, в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона №<номер>-ФКЗ.

    Так, согласно пункту 3 раздела 2 «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству» от <дата> N 509-VI, вступившего в законную силу <дата>, в редакции Закона Украины от <дата> N 2367-У1, принятые и неисполненные до вступления в силу настоящего Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, сохраняли силу в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона. На решения, принятые после <дата> данное ограничение срока действия не распространяется.

    Таким образом, решения органов местного самоуправления о разрешении на разработку проекта землеустройства, принятые до <дата>, утратили силу <дата>, то есть до принятия в состав Российской Федерации Республики Крым, в связи с чем не могут быть основанием для завершения оформления прав на земельный участок.

Представленное истцом Кураметовым Р.Р. решение Ялтинского городского совета АР Крым о разрешении на составление проекта отвода принято от <дата>. Данное решение не было реализовано истцом до истечения срока его действия (до <дата>) путем разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка, согласования данного проекта и обращения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 118 Земельного кодекса Украины. С заявлением о продлении срока действия решения от <дата> №<номер> истец в орган местного самоуправления не обращался. То обстоятельство, что решением Ялтинского городского совета АР Крым от <дата> №<номер> внесено дополнение в решение от <дата> №<номер>, не имеет юридического значения для дела, поскольку эти изменения не касались срока действия решения №<номер>. Новым решением, дающим разрешение на разработку проекта землеустройства, решение от <дата> №<номер> не является.

Кроме того, письмом Департамента от <дата> №<номер> истцу Кураметову Р.Р. было фактически отказано в предоставлении земельного участка, предложено обратиться в суд с иском о признании права на завершение оформления прав на земельный участок. Решение органа местного самоуправления истец в установленном законом порядке не обжаловал.

При таких обстоятельствах довод истца о том, что постановление Администрации от <дата> №<номер>-п и соглашение от <дата> о перераспределении земельного участка нарушает его право на завершение оформления прав на земельный участок, является несостоятельным.

Наличие на перераспределенном земельном участке самовольной постройки, возведенной истцом, также не образует нарушение имущественных прав истца, поскольку лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности в силу п. 2 ст. 222 ГК РФ. Кроме того, судом принято решение о сносе самовольной постройки. В установленный для добровольного исполнения срок истец решение суда не исполнил. Следовательно, на земельном участке отсутствуют какие-либо объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, что в силу пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ препятствовало бы перераспределению земельного участка в пользу ответчика.

Таким образом, у истца Кураметова Р.Р. отсутствует материальное право на земельный участок и (или) охраняемый законом интерес, которые подлежат судебной защите на основании ст. 11 ГК РФ, ст.ст. 60, 61 ЗК РФ, ст. 3 ГПК РФ.

Довод истца о том, что в нарушение ч. 14 ст. 39.29 ЗК РФ площадь земельного участка ответчика увеличена более чем на 10%, основан на ошибочном толковании указанной нормы закона. В силу названной нормы уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов. То есть фактическая площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, не должна превышать площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, в соответствии с которой земельный участок был образован, более чем на десять процентов. Таким образом, при заключении соглашения о перераспределении земельного участка допустима погрешность в виде увеличения площади земельного участка не более чем на 10 процентов от площади, согласованной в схеме расположения такого земельного участка. В рассматриваемом случае Администрацией утверждена схема расположения земельного участка площадью 949 кв.м., в которую включен перераспределяемый земельный участок площадью 449 кв.м. Такая же площадь указана в соглашении о перераспределении земельного участка. Установленный Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым максимально допустимый размер земельного участка с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» - 2 000 кв.м. не превышен. Требования земельного законодательства, вопреки утверждению истца, Администрацией не нарушены. В любом случае данный довод лежит за пределами материально-правового интереса истца, не являющегося правообладателем спорного земельного участка.

Учитывая изложенное, суд оставляет без удовлетворения требования истца Кураметова Р.Р. о признании недействительными постановления Администрации от <дата> №<номер>-п и соглашения от <дата> о перераспределении земельного участка. Соответственно, не подлежит удовлетворению требование об исключении сведений о земельном участке ответчика из ЕГРН, заявленное истцом как способ защиты нарушенного права.

В силу статьи 98 ГПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Куртаметова Р. Р. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                                               А.В. Алтунин

В окончательной форме

решение суда принято <дата>.

2-4253/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Информация скрыта
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Алтунин Александр Витальевич
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
24.07.2023Регистрация административного искового заявления
24.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Рассмотрение дела начато с начала
04.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2023Судебное заседание
05.10.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
20.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее